Тренировочная работа статград по истории 9 класс в формате ОГЭ 2026 года тренировочные варианты ИС2590201, ИС2590202, ИС2590203, ИС2590204 задания с ответами и решением для подготовки к государственному экзамену ФИПИ дата проведения пробника у 9 классов 3 октября 2025. Каждый вариант пробного экзамена состоит из двух частей, включающих в себя 24 задания. Часть 1 содержит 17 заданий с кратким ответом, часть 2 содержит 7 заданий с развёрнутым ответом.
Все ответы и решения: скачать
3 октября 2025 статград по истории 9 класс
Ответы к заданиям 1–17 записываются в виде цифры, последовательности цифр или слова (словосочетания). Ответ запишите в поле ответа в тексте работы. К заданиям 18–24 следует дать развёрнутый ответ. Задания 18–20 предусматривают анализ исторического источника. Задания 21–24 предусматривают разные виды работы с историческим материалом: установление причинно-следственных связей (21), анализ исторического текста, поиск и исправление в нём ошибок (22), сравнение исторических событий и явлений (23), анализ исторической ситуации, связанной с деятельностью исторической личности (24).
Задания 18–24 выполняются на отдельном листе. Все записи выполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой или капиллярной ручки. При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Вариант ИС2590201
1 задание
1. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. А) созыв первого Земского собора Б) заключение Тильзитского мира В) вхождение Твери в состав Московского государства.
1) 1385 г.
2) 1485 г.
3) 1549 г.
4) 1783 г.
5) 1807 г.
2 задание
Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу. 1) начало Крымской войны 2) создание Третьего отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии 3) издание указа об обязанных крестьянах 4) подписание Адрианопольского мирного договора
Ответ: 4132
3 задание
Запишите термин, о котором идёт речь. Бывшие крепостные, получившие личную свободу после реформы 1861 года, но до заключения земельной сделки с помещиком продолжавшие нести повинности в пользу владельца земли, назывались _____________ крестьяне.
4 задание
Кто из перечисленных исторических деятелей был современником Николая II? Выберите двух исторических деятелей и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) П.С. Нахимов
2) П.А. Столыпин
3) Я.И. Ростовцев
4) В.И. Ленин
5) А.Х. Бенкендорф
Ответ: 2, 5
5 задание
Ниже приведён перечень терминов (названий). Все они, за исключением одного, относятся к периоду формирования Древнерусского государства. 1) вервь; 2) «путь из варяг в греки»; 3) кривичи; 4) закуп; 5) стрельцы. Найдите и запишите порядковый номер термина (названия), «выпадающего» из данного ряда.
Ответ: 3
6 задание
Прочитайте четыре предложения. Два из них являются тезисами (положениями, которые требуется аргументировать). Другие два содержат факты, которые могут послужить для аргументации этих тезисов. Подберите для каждого тезисов соответствующий ему факт. Номера соответствующих предложений запишите в таблицу. 1) В годы правления Александра III обострились российско–германские экономические отношения. 2) Результатом изменений во внешней политике России в последние десятилетия XIX в. стало сближение с Францией. 3) В 1880-е гг. Германия неоднократно повышала пошлины на сельскохозяйственную продукцию, ввозимую из России. 4) В 1891 г. французские военные корабли совершили дружественный визит в Кронштадт.
Ответ: 1432
8 задание
Укажите век, когда русскими князьями были совершены походы, обозначенные на схеме. Ответ запишите словом
9 задание
Укажите название города, обозначенного на схеме цифрой «1»
10 задание
Прочитайте отрывок из сочинения историка и укажите цифру, обозначающую в легенде схемы поход, о котором говорится в данном отрывке. «Князь отказался от прямого удара по Хазарии, выбрав обходной маневр. Он двинулся на северо- восток. Поднявшись по реке Десне, князь приказал перетащить свои ладьи в верховья Оки и оказался в земле вятичей. Обе стороны проявили дипломатические способности. Вятичи не отважились воевать. А склонный все решать мечом князь на этот раз не стал требовать с вятичей дани, как делали его предшественники. Он дал понять вятичам, что его война с хазарами освобождает их на время или навсегда от необходимости платить дань хазарам, и вятичи пропустили дружины князя через свои владения. Пройдя «сквозь вятичи», князь двинул свои полки на хазар. По дороге его дружина разбила волжских булгар, взяла с них дань.
Ответ: 5
11 задание
Рассмотрите изображение и ответьте на вопрос. Что из перечисленного произошло в том же десятилетии, когда был смертельно ранен полководец, в память о котором была выпущена марка? 1) создание министерств 2) заключение Тильзитского мира 3) дарование конституции Царству Польскому 4) восстание декабристов местничества.
13 задание
Какие из приведённых памятников культуры были созданы в XV в.? Выберите два памятника культуры и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
14 задание
Какой из приведённых памятников культуры был создан В.М. Васнецовым? Укажите порядковый номер этого памятника культуры.
1) установление республики в Древнем Риме, её устройство
2) образование централизованного государства в Англии
3) освободительное движение в Нидерландах
4) революция XVIII в. во Франции
15 задание
Участником какого из перечисленных событий, процессов был Вильгельм I (Оранский)? Укажите порядковый номер этого события или процесса.
16 задание
В ходе какого из перечисленных событий, процессов возникла должность народного трибуна? Укажите порядковый номер этого события или процесса.
17 задание
К какому событию или процессу имеет непосредственное отношение данный исторический источник? Укажите порядковый номер этого события, процесса. «…Собрание объявляет, что общее дело национального возрождения может и должно быть начато немедленно присутствующими депутатами и что они должны вести его непрерывно и беспрепятственно. Название «Национальное собрание» является единственным подходящим в данном положении вещей – как в силу того, что депутаты избраны почти всей совокупностью наций, так и в силу того, что народное представительство является единым и нераздельным, ни один из депутатов,к какому бы сословию или классу он ни принадлежал, не имеет права осуществлять свои полномочия отдельно от настоящего собрания. Национальное собрание заявляет единогласно, что от имени всей нации даёт временное согласие на то, чтобы сборы и налоги продолжали взиматься тем же способом, что и раньше…»
18 задание
Укажите монарха, которому адресовано данное письмо. Укажите название войны, о начале которой идёт речь в отрывке.
19 задание
Почему, по словам автора, упоминаемые им Штаты не желают участия России в начинающейся войне? Укажите одно из названных в отрывке условий, на котором турецкий султан был готов заключить мир с Россией.
20 задание
Укажите две любые социально – экономические меры, предпринятые монархом, которому адресовано данное письмо.
21 задание
Что из перечисленного стало одной из причин (предпосылок) заключения «Вечного мира» между Россией и Речью Посполитой? – поиск союзников для войны со Швецией призвание польского королевича на российский престол – усиление натиска Османской империи на Восточную Европу– сожжение Москвы войском крымского хана Девлет-Гирея. Объясните, как выбранное Вами положение связано с заключением Вечного мира между Россией и Речью Посполитой.
22 задание
Прочитайте текст, который содержит две фактические ошибки. «На 17-м году жизни Иван заявил митрополиту Иову о своём намерении венчаться на царство, а не на великое княжение, как это было принято на Руси. Митрополит поддержал это желание, сулившее значительное укрепление верховной власти. Ведь царями на Руси называли ордынских ханов и византийских императоров, и первый русский царь с полным основанием мог претендовать на все те неограниченные права, которыми пользовались эти правители. Ко времени венчания Ивана IV на царство вокруг него сложился круг талантливых государственных деятелей. Он получил название Негласного комитета – совета приближённых. Опираясь на этот совет, царь планировал провести реформы, которые должны были способствовать окончательному объединению всех русских земель вокруг центральной власти. Разработчики реформ понимали, что это сложная задача, решить которую можно лишь при поддержке широких слоёв населения. Иван IV повелел собрать в Москве представителей боярства, духовенства и служилых людей для обсуждения преобразований. Это был первый в истории России Земский собор – собрание представителей всех русских земель». Найдите фактические ошибки и исправьте их. Ответ оформите следующим образом(обязательно заполните обе колонки таблицы)
23 задание
Существует точка зрения, что, несмотря на существенные различия, в политике Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны имелись общие черты. Приведите не менее двух фактов, положений, подтверждающих эту общность.
24 задание
В период ордынского владычества русские земли и княжества оказывали сопротивление. Так в результате грабежей ордынцев вспыхнуло восстание против баскака Щелкана (Чолхана). На его. подавление были отправлены верные хану войска, в составе которого были и дружины русских князей. 1) Укажите город, где произошло восстание. 2) Назовите московского князя, принимавшего участие в подавлении восстания. Почему русские князья выступили вместе с ордынцами против восставших? Укажите одну причину.
Вариант ИС2590204
1. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. А) Любечский съезд русских князей Б) подписание указа о единонаследии В) объединение Киева и Новгорода под властью Олега. 1) 862 г. 2) 882 г. 3) 1097 г. 4) 1714 г. 5) 1721 г.
Ответ: 325
2. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу. 1) введение всесословной воинской повинности 2) создание организации «Народная воля» 3) подписание Сан-Стефанского мирного договора 4) отмена крепостного права.
Ответ: 1423
3. Запишите термин, о котором идёт речь. Неофициальный совещательный орган, круг личных друзей императора, работавший в начале правления Александра I и помогавший ему проводить реформы.
Ответ: военные поселения
4. Кто из перечисленных общественных деятелей был представителем западников? Выберите двух общественных деятелей и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 1) А.С. Хомяков 2) Т.Н. Грановский 3) К.С. Аксаков 4) И.В. Киреевский 5) К.Д. Кавелин.
Ответ: 2, 5
5. Ниже приведён перечень терминов (названий). Все они, за исключением одного, непосредственно связаны с правлением императора Александра III. 1) акцизные сборы; 2) циркуляр о «кухаркиных детях»; 3) частновладельческие крестьяне; 4) Дворянский банк; 5) рабочее законодательство. Найдите и запишите порядковый номер термина (названия), «выпадающего» из данного ряда.
Ответ: 3
6. Прочитайте четыре предложения. Два из них являются тезисами (положениями, которые требуется аргументировать). Другие два содержат факты, которые могут послужить для аргументации этих тезисов. Подберите для каждого из тезисов соответствующий ему факт. Номера соответствующих предложений запишите в таблицу. 1) Под влиянием нарастающего революционного движения Николай II решился на серьёзные политические уступки. 2) В первое десятилетие ХХ века в России, по официальной статистике, было убито или ранено более 3 тысяч государственных деятелей. 3) Начало ХХ века в России ознаменовалось подъёмом революционного терроризма. 4) В Манифесте 17 октября провозглашалась свобода слова, собраний, союзов, что привело к официальному закреплению многопартийности в Российской империи.
Ответ: 3142
7. Используя данные статистической таблицы, завершите представленные ниже суждения, соотнеся их начала и варианты завершения. А) Примерно третью часть посевов в 1915 г. составлял(-а) Б) Наименьшую часть посевов в указанный период составлял(-а) В) Доля посевов ржи в указанный период.
Ответ: 412
8. Укажите век, когда произошли события, обозначенные на схеме стрелками. Ответ запишите словом.
Ответ: Новгород
9. Укажите название города, обозначенного на схеме цифрой «3».
Ответ: Тохтамыш
10. Прочитайте отрывок из сочинения историка и укажите цифру, обозначающую на схеме реку, название которой дважды пропущено в данном отрывке. «За зиму под натиском вражеских полчищ пали Коломна, Москва, Суздаль, Владимир… После этого основные силы завоевателей направились на Тверь и Торжок, а второстепенные силы под командованием темника Бурундая подошли к реке _____ со стороны Ярославля. Русское войско не успело изготовиться к битве (в полной боеготовности находился только сторожевой полк), было окружено и почти полностью погибло или попало в плен. Вместе с войском в ходе сражения на реке ______ 4 марта погиб и владимирский князь Юрий Всеволодович».
Ответ: 5
11. Рассмотрите изображение и ответьте на вопрос. Что из перечисленного относится к тому же веку, когда произошло событие, в память о котором создано произведение, отображённое на марке? 1) начало Великого княжения Ярослава Мудрого 2) битва на реке Альте 3) введение полюдья 4) взятие Киева войсками Андрея Боголюбского.
13. Какие из приведённых памятников культуры были созданы в XVI в.? Выберите два памятника культуры и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
14. Создателем какого из приведённых памятников культуры был М.П. Мусоргский? Укажите порядковый номер этого памятника культуры.
15. Участником какого из перечисленных событий, процессов был герцог Альба? Укажите порядковый номер этого события или процесса.
16. В ходе какого из перечисленных событий, процессов состоялась осада рабов на Везувии? Укажите порядковый номер этого события или процесса.
17. К какому событию или процессу имеет непосредственное отношение данный исторический источник? Укажите порядковый номер этого события, процесса. «Народные избранники, Родине грозят чрезвычайные опасности; поэтому средства избавления от них должны носить такой же грозный характер. Пора уже, чтобы железный меч равенства прошёл над всеми головами! Пора устрашить заговорщиков! Законодатели, поставьте террор в порядок дня! Будем действовать революционно, так как все наши враги замышляют контрреволюцию. Пусть меч закона обрушится на всех преступников!.. Дворяне всегда были неискоренимыми врагами равенства и всего человечества; чтобы отнять у них всякую возможность увеличить полчища наших врагов, мы требуем подвергнуть их тюремному заключению впредь до наступления мира; это запятнанное кровью сословие отныне должно видеть, как течёт только его собственная кровь. Прах жертв, погибших из-за измены, требует… грозного возмездия, а голос народа повелевает вам издать этот закон».
18. Назовите исторического деятеля, от имени которого создан данный документ. Укажите период создания документа с точностью до десятилетия.
19. Какие права и свободы для крестьян и казаков провозглашались в документе? Укажите два положения, названные в отрывке.
20. Укажите два события (процесса), произошедшие в России (или с участием России) в то же десятилетие, когда был составлен данный документ.
21. Что из перечисленного стало одним из последствий восстания древлян? – введение уроков и погостов; – облегчение участи рядовичей и закупов; – ограничение ростовщичества; – введение полюдья. Объясните, как выбранное Вами положение связано с восстанием древлян.
22. Прочитайте текст, который содержит две фактические ошибки. «В июне 1662 года царь Алексей Михайлович возвращался с богомолья из Троице-Сергиевого монастыря в Кремль. Толпа москвичей попыталась подать ему жалобу на московского «градоначальника», главу Земского приказа Л.С. Плещеева. Его обвиняли в казнокрадстве, приказной волоките, потворстве богатым горожанам и населению «белых слобод», во введении высоких цен на хлеб и соль. Выступление оказалось настолько мощным, что царь был вынужден отдать на расправу народу не только Плещеева, но и главу Пушкарского приказа. Был отправлен в отставку и выслан из Москвы боярин А.Л. Ордин-Нащокин – воспитатель Алексея Михайловича, фактически управлявший государством. Вслед за Москвой восстания вспыхнули в других русских городах».
23. Существует точка зрения, что, несмотря на целый ряд отличительных особенностей, внешняя политика Николая I и Александра II имела значимые общие черты. Приведите не менее двух общих черт.
24. В первой четверти XVIII в. в России была проведена масштабная налоговая реформа. Вместо системы налогообложения, установленной его старшим братом, российский монарх ввёл новую, установив прямой налог, который должны были платить все лица мужского пола, принадлежавшие к тяглому сословию. Этот налог существовал более 150 лет. 1. Укажите российского монарха, установившего новый налог. 2. Укажите название прямого налога, о котором идёт речь. 3. Укажите одну любую причину (предпосылку) введения данного налога.
Смотрите на сайте статград:

