Тренировочная работа статград по истории 11 класс 23 сентября 2025 в формате ЕГЭ 2026 года тренировочные варианты ИС2510101, ИС2510102, ИС2510103, ИС2510104 задания с ответами и решением для подготовки к государственному экзамену пробник ФИПИ. Каждый вариант пробного экзамена состоит из двух частей, включающих в себя 21 задание.
Все ответы и решения: скачать
23 сентября 2025 статград по истории 11 класс
На выполнение тренировочной работы по истории отводится 3 часа 30 минут (210 минут). Ответы к заданиям 1–12 записываются в виде последовательности цифр или слова (словосочетания). Свой ответ запишите в поле ответа в тексте работы. Задания части 2 (13–21) требуют развёрнутого ответа. На отдельном листе укажите номер задания и запишите ответ к нему.
Ответы нужно писать яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой или капиллярной ручки. При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Вариант ИС2510101
1. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) встреча советских и американских войск на Эльбе
Б) учреждение земских собраний и управ
В) принятие указа об урочных летах
Г) смерть И.В. Сталина
1) 1597 г.
2) 1648 г.
3) 1864 г.
4) 1944 г.
5) 1945 г.
6) 1953 г.
Ответ: 5316
2. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу. 1) переход к России Уссурийского края 2) избрание Дж. Вашингтона президентом США 3) роспуск Коминтерна.
Ответ: 213
3. Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. А) централизация Русского государства в XVI в. Б) «аракчеевщина» В) создание древнерусской государственности Г) политика «военного коммунизма»
- 1) отмена кормлений
- 2) объединение Киева и Новгорода под властью князя Олега
- 3) развитие системы военных поселений
- 4) основание Москвы
- 5) введение военно-полевых судов
- 6) введение продразвёрстки
Ответ: 1326
4. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.
Пропущенные элементы:
1) Новгород
2) 960-е гг.
3) река Сить
4) 1230-е гг.
5) съезд русских князей
6) река Непрядва
7) гибель великого князя Юрия Всеволодовича в битве с монголами
8) 1370-е гг.
9) ликвидация в городе вечевого управления
Ответ: 685219
5. Установите соответствие между событиями и их участниками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) штурм Рейхстага
Б) I съезд народных депутатов СССР
В) восстание декабристов
Г) создание «семибоярщины»
1) Ф.И. Мстиславский
2) А.Д. Сахаров
3) Б.И. Морозов
4) М.В. Кантария
5) К.Ф. Рылеев
6) Н.И. Бухарин
Ответ: 4251
6. Прочтите отрывок из партийного постановления. «В течение последних 3−4 лет, когда партия взяла решительный курс на исправление ошибок и недостатков, порождённых культом личности, и ведёт успешную борьбу против ревизионистов марксизма-ленинизма как на международной арене, так и внутри страны, когда партией проведена большая работа по исправлению допущенных в прошлом извращений ленинской национальной политики, − участники раскрытой теперь и полностью разоблачённой антипартийной группы постоянно оказывали прямое или косвенное противодействие этому курсу, одобренному ХХ съездом КПСС.
Эта группа, по существу, пыталась противодействовать ленинскому курсу на мирное сосуществование между государствами с различными социальными системами, ослаблению международной напряжённости и установлению дружественных отношений СССР со всеми народами мира. Они были против расширения прав союзных республик в области экономического и культурного строительства, в области законодательства, а также против усиления роли местных Советов в решении этих задач. Тем самым антипартийная группа противодействовала твердо проводимому партией курсу на более быстрое развитие экономики и культуры в национальных республиках, обеспечивающему дальнейшее укрепление ленинской дружбы между всеми народами нашей страны».
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
- 1) Данное постановление было издано в 1940-х гг.
- 2) Высшим руководителем партии на момент принятия постановления был Н.С. Хрущёв.
- 3) Одним из участников группы, о которой идёт речь в отрывке, был бывший министр иностранных дел СССР.
- 4) В том же десятилетии, к которому относится постановление, СССР был запущен первый искусственный спутник Земли.
- 5) В постановлении участники группы обвиняются в стремлении усилить роль Советов в ущерб позициям партии.
- 6) В том же десятилетии, к которому относится постановление, в СССР прошла кампания по освоению целины.
Ответ: 2346
7. Установите соответствие между памятниками культуры и их характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. А) картина «Последний день Помпеи» Б) стены и башни Смоленского кремля В) балет «Ромео и Джульетта» Г) «Задонщина»
1) Создание относится к XIII в. 2) Автор – С.С. Прокофьев. 3) Создатель был современником Дмитрия Донского. 4) Автор – Аристотель Фьораванти. 5) Создание относится ко времени правления Бориса Годунова. 6) Произведение считается одним из примеров русского академизма.
Ответ: 6523
8. Рассмотрите изображение и выполните задание. Заполните пропуск в предложении: «Данный памятник посвящен битве Великой Отечественной войны, которая началась в тысяча девятьсот году». Ответ запишите словом (словосочетанием).
Ответ: сорок первом
9. Напишите название периода отечественной истории, к которому относятся обозначенные на схеме события.
10. Напишите название государства, действия отрядов которого обозначены в легенде схемы цифрой «1».
11. Прочтите текст о событиях, отображённых на схеме, и, используя схему, укажите название города, которое дважды пропущено в этом тексте. «Летом во главе 20 тысяч запорожских казаков гетман Сагайдачный двинулся через южные русские земли в поход на Москву. Через Путивль и Курск он двинулся к Ельцу. Елец был хорошо укреплён, его защищало семитысячное войско. Сагайдачный пошёл на хитрость. Он сделал вид, что отступает. Воевода Полев поверил и приказал преследовать противника. Увлечённые преследованием ельчане отдалились от города, а в это время сидевший в засаде отряд казаков ворвался в оставшийся без защиты Елец. Затем был взят Ряжск и, наконец, ____________. После _____________ Сагайдачный повернул на северо-запад и мимо хорошо укреплённой Коломны вышел к окраинам Москвы».
12. Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) В государстве, территория которого обозначена на схеме цифрой «3», существовала практика избрания монарха. 2) На схеме цифрой «4» обозначен Соловецкий монастырь. 3) В обороне обозначенного на схеме цифрой «5» города принимал участие М.Б. Шеин. 4) Действия интервентов, обозначенные в легенде схемы цифрой «1», затронули Кирилло-Белозерский монастырь. 5) Обозначенный на схеме цифрой «6» город – Нарва. 6) Территории, обозначенные в легенде схемы цифрой «7», были уступлены Россией по условиям Столбовского мира.
13. Назовите императрицу, о которой идёт речь в отрывке. Укажите год её смерти. Напишите фамилию регента, о подготовке смещения которого говорится в отрывке.
14. Какие два условия ставила императрица в своём завещании перед регентом? Почему при жизни императрицы, по мнению автора очерка, будущий регент не хотел учить русский язык? При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.
15. Назовите российского государя, в чьё царствование был основан город, юбилею которого посвящена данная марка. Используя изображение, приведите одно любое обоснование Вашего ответа.
16. Какой из памятников архитектуры был создан в том же столетии, в котором был основан город, юбилею которого посвящена марка? В ответе запишите цифру, которой обозначен этот памятник архитектуры. В честь какого исторического события сооружён данный памятник архитектуры?
17. Прочтите отрывки из воспоминаний. Укажите год, к которому относятся воспоминания из обоих отрывков. Укажите кодовое название любой советской стратегической военной операции, проведённой в этом году. Приведите одно любое суждение, которым автор одного из отрывков указывает на опасность, с которой столкнулась его дивизия при продвижении на передовую. При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.
18. В начале 1993 г. нарастал конфликт между Президентом РФ и руководством Верховного Совета РФ. Укажите: а) причину конфликта, связанную с разным пониманием его сторонами основы политического устройства современной России; б) причину конфликта, связанную с разными представлениями его сторонами курса экономического развития России; в) последствие конфликта для Верховного Совета РФ. Ответ оформите в следующем виде (обязательно соблюдайте порядок заполнения пунктов ответа).
19. Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «Избранная рада». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие относительно истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.
20. Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о различиях в системе управления России в середине XVII в. и в конце правления Петра Великого по какому(-им)-либо признаку(-ам). Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.
21. Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение точки зрения, что в XIV−XV вв. внешнеполитические обстоятельства влияли на социальную ситуацию в русских землях и во Франции: один аргумент для русских земель, один для Франции. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.
Вариант ИС2510102
1 задание
Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) избрание Первым секретарём ЦК КПСС Л.И. Брежнева Б) Тегеранская конференция руководителей СССР, США и Великобритании В) издание «Свода законов Российской империи» Г) принятие Новоторгового устава
1) 1667 г.
2) 1711 г.
3) 1832 г.
4) 1943 г.
5) 1945 г.
6) 1964 г.
Ответ: 6431
2 задание
Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу. 1) Всероссийская Октябрьская политическая стачка 2) революция Мэйдзи в Японии 3) создание Государственного Комитета Обороны.
Ответ: 213
3 задание
Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. А) опричный террор Б) Гражданская война в России В) русско-турецкая война 1877–1878 гг. Г) московская междоусобица второй четверти XV в.
1) казнь А.В. Колчака
2) ослепление Василия II Васильевича
3) битва на реке Альте
4) осада Плевны
5) убийство С.М. Кирова
6) погром Новгорода
Ответ: 6142
4 задание
Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.
Пропущенные элементы:
1) 1380-е гг.
2) Тула
3) река Кагул
4) боевые действия в ходе Ливонской войны
5) ссылка А.Д. Меншикова
6) 1470-е гг.
7) 1600-е гг.
8) Берёзов
9) победа российского войска под руководством П.А. Румянцева над турецким
Ответ: 274685
5 задание
Установите соответствие между событиями и их участниками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. А) создание Негласного комитета Б) издание манифеста «Об усовершенствовании государственного порядка», учреждающего законодательную Государственную думу В) Сталинградская битва Г) принятие Новоторгового устава.
1) М.В. Скопин-Шуйский
2) Н.Н. Новосильцев
3) Я.Ф. Павлов
4) А.Л. Ордин-Нащокин
5) С.Ю. Витте
6) Н.И. Рыжков
Ответ: 2354
6 задание
Прочтите отрывок из речи на съезде. «Наши государства до сих пор стояли как отдельные армии на одном боевом фронте. Мы сообща защищали одно дело: власть труда, власть Советов против объединённого фронта империалистических правительств, строили социалистическое хозяйство против наступающего капитала. И какую громадную силу сопротивления находили мы в этом объединении сил отдельных республик пред лицом каждой встающей опасности! Вспомним борьбу нашу на голодном фронте. Вспомним поезда из Питера в Татреспублику или из Москвы – в Чувашобласть. Вспомним пароходы из Грузии для Крыма или эшелоны с хлебом из Белоруссии и Украины в голодающее Поволжье.
Этим единением сил отдельных республик были обусловлены наши победы на внешних боевых и внутренних хозяйственных фронтах. Ныне мы объединяемся в единое государство, образуем один политический и хозяйственный организм. В этой новой ступени объединения советских республик – источник новых громадных сил сопротивления и созидания, непонятный и страшный для капиталистического мира, но радостно изумляющий и привлекающий рабочих всех стран. И громкий призыв его к рабочему классу каждой страны не может остаться без мощного ответа. Да здравствует грядущий мировой Союз Советских Социалистических Республик!» Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Данная речь была произнесена в 1922 г. 2) На момент произнесения речи председателем правительства одного из заключавших упоминаемый в речи союз государств был В.И. Ленин. 3) В том же году, в котором произносилась данная речь, Красная Армия разбила войска П.Н. Врангеля в Крыму. 4) В речи подчёркивается, что одной из задач объединения, о котором в нём говорится, является противостояние с капиталистическим миром. 5) Во время произнесения данной речи в экономической сфере проводилась политика «военного коммунизма». 6) Одним из участников съезда, на котором была произнесена данная речь, был А.Ф. Керенский.
Ответ: 124
7 задание
Установите соответствие между памятниками культуры и их характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) «Сказание об осаде Троицкого монастыря поляками»
Б) Золотые ворота во Владимире
В) «Медный всадник»
Г) повесть «Оттепель»
1) Автор – Э. Фальконе. 2) Создание относится к периоду правления князя Андрея Боголюбского. 3) Произведение посвящено событиям Ливонской войны. 4) Создание относится к 1950-м гг. 5) Создание относится к XV в. 6) Автор – Авраамий Палицын.
Ответ: 6214
8 задание
Рассмотрите изображение и выполните задание. Заполните пропуск в предложении: «Окончание битвы, которой посвящена данная медаль, произошло в тысяча девятьсот году». Ответ запишите словом (словосочетанием).
Ответ: сорок втором
9 задание
Напишите название государства, территория которого обозначена в легенде схемы цифрой «1».
Ответ: Крымское ханство
10 задание
Напишите название войны, в результате которой Россия присоединила территорию, обозначенную на схеме цифрой «2».
Ответ: столбовский
11 задание
Прочтите текст о событиях, отображённых на схеме, и, используя схему, укажите название города, которое пропущено в этом тексте. «Из-под Симбирска атаман отправил отряд во главе с Максимом Осиповым по окрестным городам, чтобы прелестными письмами привлечь на сторону восставших как можно больше новых участников. Осипов двинулся к Алатырю. Местные жители сразу перешли на сторону восставших. После этого Осипов двинулся к древнему городу , стоявшему на реке Суре. Здесь он также имел успех. Выйдя к Волге, Осипов осадил Макарьевско-Желтоводский монастырь, его казаки призывали идти на Нижний, но тут от атамана пришёл призыв срочно вернуться к Симбирску. Осипов поспешил на помощь, но войско повстанцев под Симбирском было уже разгромлено. Когда Осипов через несколько месяцев подошёл к Симбирску, его единственной задачей было пробиться к низовьям Волги».
12 задание
Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Руководителем восстания, район которого обозначен на схеме, был Е.И. Пугачёв. 2) Обозначенный на схеме цифрой «3» город был присоединён к России в то же царствование, в которое произошло восстание, район которого обозначен на схеме. 3) Обозначенный на схеме цифрой «4» город – Царицын. 4) Обозначенный на схеме цифрой «5» город был присоединён к России в царствование Ивана Грозного. 5) С государством, обозначенном на схеме цифрой «6», в том же столетии, в которое произошло обозначенное на схеме восстание, Россия заключила «Вечный мир». 6) Район восстания, обозначенный на схеме, охватывал город Коломну.
13 задание
Назовите государя, о котором идёт речь в отрывке. Укажите год, в котором происходили описываемые в отрывке события. Напишите название мирного договора, о заключении которого говорится в первом абзаце.
14 задание
Что, по мнению автора воспоминаний, тормозило заключение мира, о котором идёт речь в первом абзаце? За что, по свидетельству автора воспоминаний, российский государь подвергался осуждению собственных войск? Что, по свидетельству автора воспоминаний, обещал государю генерал Кутузов перед отъездом в армию? При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.
15 задание
Назовите российского государя, в чьё царствование был основан город, юбилею которого посвящена данная марка. Используя изображение, приведите одно любое обоснование Вашего ответа.
16 задание
Начало создания какого из памятников архитектуры относится к периоду того же царствования, что и основание города, юбилею которого посвящена марка? В ответе запишите цифру, которой обозначен этот памятник архитектуры. Назовите исторического деятеля, возглавлявшего Русскую православную церковь и бывшего инициатором строительства данного памятника архитектуры.
17 задание
Прочтите отрывки из воспоминаний. Укажите год, к которому относятся воспоминания из обоих отрывков. Укажите кодовое название любой советской стратегической операции, проведённой в данном году. Приведите одно любое суждение, которым автор одного из отрывков указывает на сложность ситуации в Белоруссии для противника. При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.
18 задание
В начале 1992 г. правительство Е.Т. Гайдара провело реформу по либерализации цен. Укажите: а) причину реформы, связанную с экономической ситуацией в стране; б) последствие реформы для социальной ситуации в России; в) последствие реформы для политической ситуации в России. Ответ оформите в следующем виде (обязательно соблюдайте порядок заполнения пунктов ответа).
19 задание
Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «мануфактура». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие относительно истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.
20 задание
Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о различиях в социальной системе России первой половины XVIII в. и первой половины XIX в. по какому(-им)-либо признаку(-ам). Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера. Ответ оформите в следующем виде.
21 задание
Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение точки зрения, что в XIII в. в русских землях и в VIII в. во Франкском королевстве сопротивление иноземным вторжениям принимало характер религиозной борьбы: один аргумент для русских земель, один для Франкского королевства. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.
Смотрите на сайте статград:

