Итоговое сочинение 2025-2026 на тему какова роль искусства в жизни общества? Проверенное сочинение с аргументами и примерами из литературы Корзина с еловыми шишками, Пророк, Шестое чувство, Жди меня каждое сочинение с вступлением и выводом для допуска к ЕГЭ 2026 соответствует критериям проверки.
Итоговое сочинение ЕГЭ 2025-2026
Роль искусства в жизни общества невозможно переоценить. Те или иные произведения могут стать для нас источником новых сил, опорой в особенно тяжёлые времена. Без искусства сложно представить наше будущее. Пока человек что-то создаёт своими руками, он противостоит несправедливости и вражде, жестокости и ненависти. Чтобы доказать свою точку зрения, обращусь к художественной литературе.
Так, в рассказе К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками» ставится проблема влияния искусства на человека. Произведение основано на реальных событиях, связанных с жизнью известного композитора Эдварда Грига. Встреча с дочерью лесника Дагни подтолкнула его написать музыку к её совершеннолетию. Григ очень хотел сделать девочке подарок и решил «преподнести» его спустя десять лет, что оказалось для неё очень кстати. К.Г. Паустовский, используя яркие образы и красивые метафоры, описывает композицию Грига, обладающую целительной силой. Мелодия запускает в сознании Дагни цепочку ассоциаций, заставляющих вспомнить малую родину и милый сердцу дом. По мнению К.Г. Паустовского, подарок Грига помог ей найти внутри себя искреннюю любовь к жизни. Автор подчёркивает: одно произведение искусства способно изменить мировосприятие человека, пробудить в нём добрые чувства и подарить самые светлые и приятные эмоции.
Ещё одно произведение, заставляющее задуматься о роли искусства в нашей жизни, – это сказка О. Уайльда «Соловей и роза». Автор написал трагическую и очень трогательную историю о прекрасном Соловье, за образом которого скрывается чуткий человек с тонкой душевной организацией. Как неравнодушный творец, он не может оставаться в стороне, наблюдая за страданиями Студента. Этот молодой человек наивно верит в обещание возлюбленной потанцевать с ним, если он достанет для неё красную розу. О. Уайльд размышляет о судьбе творческой натуры, которая всё происходящее пропускает через себя, страдает за других и готова погибнуть во имя ближнего. Роза, окрашенная кровью Соловья в красный цвет, становится символом подлинного искусства, в основе которого лежит идея самопожертвования ради красоты и любви. Писатель размышляет о том, что плоды творчества нередко заставляют нас верить в светлое начало в каждом человеке и помогают избежать духовной деградации, утверждая ценность нравственных идеалов.
В заключение хочется сказать, что произведение искусства всегда связано с духовным началом в человеке. В стихотворении «Пророк» А.С. Пушкин так определяет назначение творца: «Глаголом жги сердца людей». Это значит, что искусство действительно должно пробуждать в других лучшие чувства, давать важную пищу для размышлений и помогать справляться с трудностями в непростых ситуациях.
Пример №2 итогового сочинения
На мой взгляд, искусство – это процесс создания и освоения эстетических ценностей, которые чувственно отражают окружающий мир и обращаются к эмоциям человека. С момента возникновения общества оно постоянно пополняется новыми, уникальными произведениями живописи, архитектуры, музыки, литературы, и этот список можно ещё долго продолжать. Роль искусства в обществе прослеживается на протяжении тысячелетий. Люди находили и находят в нём смысл существования, ответы на вечные вопросы, спасение в трудный момент. В справедливости этой точки зрения меня убеждают многочисленные примеры из литературы.
Обратимся к роману-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир», а именно к фрагменту с Николаем Ростовым. Герой проиграл в карты огромную сумму денег и был в отчаянии, так как знал, что его семья находилась в бедственном финансовом положении. Николай, обычно искренний, пылкий молодой человек, привыкший открыто высказывать свои мысли и чувства, пребывал в смятении, страхе непонимания, что же будет дальше. Ростова окутало чувство жгучего стыда. Однако, придя домой, юноша услышал прекрасное пение своей сестры Наташи. Погрузившись в эту мелодию, Николай Ростов осознал, что истинная сущность бытия скрыта в красоте и содержании искусства. Таким образом, сила музыки вселила в героя надежду, помогла побороть страх и признаться отцу в своём проступке.
Вспомним сказку «Состязание» Викентия Вересаева. В ней рассказывается о «художественном поединке» учителя – Дважды-Венчанного – и его подмастерья Единороге. Они написали картины с целью показать миру красоту, только опытный художник ради этого долго искал ту самую необычайного великолепия женщину, обошел буквально половину земли «из города в город» и «с острова на остров». А вот Единорог видел истинное воплощение красоты в образе своей возлюбленной Зорьки. Она не имела идеальных черт лица, поэтому старец не понимал, как можно изобразить ее на полотне. Когда картины выставили на суд публике, большинство мужчин испытывали глубокую тоску, разглядывая прекрасное полотно Дважды-Венчанного, не понимали, как могут они проводить серую, трудную жизнь с такими женщинами, далекими от совершенства. Однако, увидев картину Единорога, к народу пришло осознание того, что лишь любящее сердце может отыскать подлинную красоту. Казалось бы, Зорька – простая девушка, ничем не примечательная, но ее внутренний мир настолько богат, что преображает и её внешность. Так, люди посредством приобщения к искусству поняли, что человеческая красота кроется в сердце, наполненном любовью, а не в идеальных чертах лица и безупречном теле.
Можно сделать вывод, что роль искусства в жизни общества велика. Через призму искусства появляется возможность взглянуть на жизнь под разными ракурсами, оценить ситуацию с другой стороны, найти себя и обрести покой.
3 пример декабрьского сочинения
Роль искусства в жизни общества очень важна. Более того, я считаю, что способность воспринимать искусство, заниматься творчеством — это одно из немногих качеств, которые отличают человека от животного. Абсолютному большинству людей помимо материальных ценностей, жизненного комфорта нужно ещё нечто большее, так сказать, пища для души. И тогда люди обращаются к книгам, кинофильмам, музыкальным и художественным произведениям. Искусство обогащает человека, помогает ему разобраться в собственном внутреннем мире, понять окружающую действительность или просто отдохнуть, отключиться от проблем.
О том, что искусство и восприятие прекрасного так же важно для человека и общества в целом, как продукты питания и тёплое жильё, говорит в своём стихотворении «Шестое чувство» Н.С.Гумилёв. Автор рассуждает о том, без чего человек не может обойтись. Это, конечно, пища, удовлетворение своих естественных потребностей. Но помимо всего этого человек умеет восхищаться «розовой зарёй над холодеющими небесами» и наслаждаться «бессмертными стихами». Поэт задаётся вопросом, зачем всё это нужно людям? И отвечает на него. Восприятие прекрасного, умение чувствовать и сопереживать развивает в человеке присутствующее в нём (иногда в зародышевом состоянии) так называемое шестое чувство. Это чувство, которому в обществе нет названия, поднимает человека до небес, приближает к божественной сущности. Достоевский писал в одном из своих произведений: «Красота спасёт мир». Конечно, эти слова относится и к искусству. Люди, создающие и понимающие прекрасные произведения искусства, способны создать вокруг себя мир гармонии и доброты.
Но искусство не только обогащает людей духовно. В трудные времена оно помогает, придаёт силы и веру в лучшее, а на войне становится настоящим оружием. Стихи и песни, рождённые в годы Великой Отечественной войны, поднимали боевой дух, напоминали о родном доме и любимых людях, помогали согреться в холодной землянке. Эти произведения расходились в народ, становились, как сейчас говорят, шлягерами. Искусство, вопреки ожиданиям, не погибло на войне, наоборот, получило невероятное развитие и популярность. Актёры, музыканты, певцы ездили на передовую, выступали перед бойцами. И это помогало им преодолевать трудности военных лет, укрепляло силу духа.
Сохранились воспоминания современников о стихотворении К.М.Симонова «Жди меня». Оно не содержит патриотических призывов или плакатных лозунгов. Оно о простых человеческих отношениях, о любви и верности. Поэт посвятил его своей любимой женщине. К.Симонов даже не планировал публиковать стихотворение в массовой печати. Но после прочтения на радио автора попросили отдать его в редакцию газеты, и таким образом «Жди меня» разошлось по всей стране. Уверенность в том, что тебя ждут дома и встретят с любовью, давала бойцам силы и уверенность в себе. Сохранились воспоминания о том, как раненые в госпиталях, не имея возможности получить обезболивающие препараты, громко читали наизусть это стихотворение К.Симонова. Пронзительные слова о любви и верности спасали людей в трудных ситуациях, буквально поднимали на ноги.
Эти примеры демонстрируют силу воздействия произведений искусства на людей, доказывают, что роль искусства в жизни общества и конкретного человека чрезвычайно важна. Искусство даёт возможность осознать людям своё совершенство, ощутить мировую гармонию, а в определённых ситуациях позволяет сплотить людей, объединить их общей целью и идеей. Искусство — это и отдых, и наслаждение, и заряд духовной и физической энергии. В одной старой песне поётся: «Нам песня строить и жить помогает!». Я думаю, что эта фраза и раскрывает смысл данной темы — роль искусства в жизни общества.
Пример №4 итогового сочинения
Искусство сопровождает человечество на протяжении всей его истории. Оно отражает жизнь, формирует мировоззрение, влияет на эмоции и мышление людей, объединяет поколения и сохраняет память о прошлом. Поэтому, говоря о роли искусства в жизни общества, невозможно переоценить его значение: искусство не только украшает реальность, но и помогает обществу развиваться, понимать себя и свой путь.
Прежде всего, искусство выполняет важнейшую функцию — отражает и осмысливает жизнь общества. Характерным примером является рассказ И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско». В этом произведении писатель показывает нравственный кризис общества потребления, разоблачает тщетность материальных стремлений и бесчеловечность социальной системы. Через образ безымянного миллионера, живущего ради удовольствий и умирающего на пути к очередной роскоши, Бунин демонстрирует духовную пустоту людей, полностью погружённых в материальный мир. Искусство здесь становится зеркалом для общества, в котором каждый может увидеть свою проблему и задуматься о правильности собственных ценностей.
Во-вторых, искусство играет ключевую роль в формировании моральных и социальных ориентиров. Очень показателен в этом отношении роман-антиутопия Е. Замятина «Мы». Автор предупреждает общество о том, к чему приводит утрата свободы, подавление индивидуальности и превращение человека в часть бездушного механизма. Читая роман, общество понимает, насколько важны свобода, личность, чувство и творчество. Искусство в данном случае выполняет предупредительную функцию, помогая обществу избежать ошибок, которые могут дорого стоить.
Кроме того, искусство выполняет объединяющую роль. Общие символы, традиции, культурные произведения помогают людям ощущать себя частью единого целого. Народные песни, литературная классика, архитектура городов создают культурное пространство, в котором формируется национальная идентичность. Так, произведения А.С. Пушкина, от «Капитанской дочки» до «Евгения Онегина», давно стали частью общего культурного кода русского общества, объединяя людей разных поколений и взглядов.
Не менее важна роль искусства в эмоциональном и духовном развитии общества. Искусство помогает людям переживать чувства, искать ответы, понимать других. Вспомним рассказ А.П. Платонова «Юшка», который учит состраданию. Читатель, наблюдая за судьбой доброго и беззащитного героя, начинает глубже понимать значимость милосердия — а это качество необходимо для здорового общества.
Таким образом, роль искусства в жизни общества огромна. Оно помогает осмысливать действительность, формировать нравственные идеалы, предостерегать от ошибок, объединять людей и развивать их духовно. Благодаря искусству общество сохраняет себя, свои ценности и движется вперёд, становясь более человечным и мудрым.
Смотрите на сайте сочинение:

