Вариант РЯ2590801 РЯ2590802 работа статград русский язык 9 класс 16 октября 2025 пробник ОГЭ 2026 и ответы

статград Статград

Тематическая диагностическая работа статград по русскому языку 9 класс орфография, синтаксис и пунктуация в формате ОГЭ 2026 года тренировочные варианты РЯ2590801, РЯ2590802 задания с официальными ответами и критерии для подготовки к государственному экзамену ФИПИ дата проведения пробника у 9 классов 16 октября 2025.

Все ответы для вариантов: скачать

Работа статград по русскому языку 9 класс 16 октября 2025

На выполнение работы по русскому языку даётся 45 минут. Работа включает 16 заданий. Ответами к заданиям являются слово (несколько слов), цифра или последовательность цифр, которые следует записать в поле ответа в тексте работы. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый. Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны.

Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Баллы, полученные Вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов.

Вариант РЯ2590801

Прочитайте текст и выполните задания 1–3

(1)Недавнее открытие учёных показало, что Луна – единственный естественный спутник Земли – обладает большими запасами водяного льда, накопленного кратерами планеты на протяжении миллиардов лет. (2)Эта вода ценна не только тем, что потенциально может поддерживать существование будущих лунных поселенцев. (3)Водород и кислород – составные части воды, и учёные, запустив процесс разложения, могут использовать эти вещества в качестве ключевых компонентов топлива. (4)Возможно, в ближайшем будущем станут реальными производство ракетного топлива из лунной воды, продажа его на заправочных станциях на нижней орбите Земли. (5)Это позволит космическим кораблям и спутникам дозаправляться прямо в космосе, что станет прорывом в освоении человечеством космического пространства.

1 задание

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) открытие показало (предложение 1)
2) вода может поддерживать (предложение 2)
3) могут использовать эти вещества (предложение 3)
4) производство возможно (предложение 4)
5) что станет прорывом (предложение 5)

Ответ: 15

2 задание

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов. 1) Предложение 1 содержит 3 (три) грамматические основы. 2) Сказуемое первой части предложения 2 составное именное. 3) Вторая часть предложения 3 осложнена обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. 4) Предложение 4 осложнено вводным словом. 5) Предложение 5 сложносочинённое.

Ответ: 234

3 задание

Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого списка подберите соответствующую позицию из второго списка. А) Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется. Б) Между однородными членами предложения при отсутствии союза ставится запятая. В) Между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными в именительном падеже, при нулевой связке ставится тире.

1) Недавнее открытие учёных показало, что Луна – единственный естественный спутник Земли – обладает большими запасами водяного льда, накопленного кратерами планеты на протяжении миллиардов лет.

2) Эта вода ценна не только тем, что потенциально может поддерживать существование будущих лунных поселенцев.

3) Водород и кислород – составные части воды, и учёные, запустив процесс разложения, могут использовать эти вещества в качестве ключевых компонентов топлива.

4) Возможно, в ближайшем будущем станут реальными производство ракетного топлива из лунной воды, продажа его на заправочных станциях на нижней орбите Земли.

5) Это позволит космическим кораблям и спутникам дозаправляться прямо в космосе, что станет прорывом в освоении человечеством космического пространства.

Ответ: 143

Прочитайте текст и выполните задания 4–6

(1)Являясь детским писателем, Юрий Коваль не любит делать в своих книгах однозначных выводов. (2)Он верит в ум своего читателя, способного самостоятельно понять смысл произведения. (3)Конечно, в его книгах учитываются особенности восприятия ребёнком жизни, смысл его произведений точен, акценты расставлены чётко, добро резко отличается от зла. (4)Но это не значит, что произведения Коваля рассчитаны на «недалёкость» его читателей. (5)Писателю хочется верить в каждого своего читателя и видеть черты юного гения в любом ребёнке.

4 задание

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) Юрий Коваль не любит выводов (предложение 1)
2) он верит (предложение 2)
3) акценты расставлены (предложение 3)
4) это не значит (предложение 4)
5) писателю хочется верить (предложение 5)

Ответ: 234

5 задание

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 содержит 2 (две) грамматические основы.
2) Предложение 2 простое неосложнённое.
3) Сказуемое второй части предложения 3 составное именное.
4) Предложение 4 сложносочинённое.
5) Предложение 5 является односоставным безличным предложением.

Ответ: 35

6 задание

Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого списка подберите соответствующую позицию из второго списка. А) Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, обособляется. Б) Вводное слово выделяется запятой(-ыми). В) Между однородными членами предложения при наличии одиночных союзов «и», «да» в значении «и», «либо», «или» в значении «либо» запятая не ставится.

1) Являясь детским писателем, Юрий Коваль не любит делать в своих книгах однозначных выводов. 2) Он верит в ум своего читателя, способного самостоятельно понять смысл произведения. 3) Конечно, в его книгах учитываются особенности восприятия ребёнком жизни, смысл его произведений точен, акценты расставлены чётко, добро резко отличается от зла. 4) Но это не значит, что произведения Коваля рассчитаны на «недалёкость» его читателей. 5) Писателю хочется верить в каждого своего читателя и видеть черты юного гения в любом ребёнке.

Ответ: 135

7 задание

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять двоеточие. Царицыно (1) архитектурно-парковый ансамбль XVIII–XIX веков (2) расположенный на юго-востоке Москвы. В мае 1775 года императрица Екатерина II выкупила эти земли (3) и приказала начать строительство императорской резиденции. Следуя проекту архитектора Баженова (4) строители возвели почти все постройки (5) Малый и Средний дворцы (6) Третий кавалерский корпус (7) павильоны и фигурный мост. Однако проекту Баженова не суждено было воплотиться полностью (8) Екатерине II не понравилась архитектура главного дворца (9) и императрица приостановила строительство.

Ответ: 58

8 задание

Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых должно стоять тире. Александр Степанович Попов (1) российский физик (2) изобретатель в области электротехники (3) основавший отечественную научную школу радио. Созданная Поповым система включала источник сигнала (4) датчик сигнала (5) приёмную антенну и другие необходимые приборы (6) практически все элементы современных систем радиосвязи. Попов был не только талантливым физиком (7) но и прирождённым педагогом (8) он сыграл важную роль в воспитании первых отечественных радиосвязистов.

Ответ: 16

9 задание

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов. 1) ГОРЕЧЬ – в имени существительном 3-го склонения после шипящего пишется буква Ь. 2) ВЫЙДИТЕ (пожалуйста, из аудитории) – в окончании глагола I спряжения в форме 2-го лица множественного числа пишется окончание -ИТЕ. 3) ЗАМИРАТЬ (от восторга) – написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от лексического значения слова. 4) РАСТОПИТЬ – в приставке пишется буква С перед буквой, которая обозначает глухой согласный звук. 5) НЕ ДОЖДАВШИСЬ (звонка) – частица НЕ с деепричастием пишется раздельно.

Ответ: 145

10 задание

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов. 1) ПРЕГРАДА – выбор приставки определяется её значением, близким к значению слова очень. 2) ИСПОРЧЕННЫЕ (вещи) – написание гласной в суффиксе причастия определяется спряжением глагола, от которого оно образовано. 3) ПРЕПОДАВАТЕЛЬ – написание безударной гласной в корне слова проверяется подбором однокоренного слова, в котором гласный звук находится под ударением. 4) ДВАДЦАТИПЯТИМЕТРОВЫЙ – сложное числительное пишется слитно. 5) ДОЧЬ – в имени существительном 3-го склонения после шипящего пишется буква Ь.

Ответ: 35

11 задание

Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква А. Сначал..(1) взяла старуха одно крылышк..(2), по коробу п..(3)скребла и наскребла муки две горст..(4)чки. Нач..(5)ла месить муку на сметане, замесила, состряпала колобок, изжарила в масле и на окошко остудить пол..(6)жила. Катится Колобок, на сметане замеш..(7)нный, по дороге, а н..(8)встречу ему в..(9)лчище. (По русской народной сказке)

12 задание

Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И. Через сто лет в город..(1) буд..(2)т работать Инст..(3)тут врем..(4)ни, в котором установят специальные кабинки. И если у тебя будет разрешение Академи..(5) наук, ты смож..(6)шь войти в любую из кабинок и увид..(7)шь их беспр..(8)дельные возможност..(9) . (По К. Булычёву)

13 задание

Раскройте скобки и запишите слово «абзац» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка. Выпишите ключевые слова из каждого из пяти (абзац).

14 задание

Раскройте скобки и запишите слово «красивый» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка. Она была (красивый) всех.

15 задание

Замените словосочетание «готовность к учёбе», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

16 задание

Замените словосочетание «волчий вой», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Вариант РЯ2590802

(1)Люди только недавно начали осознавать неустойчивость земного климата и задумываться над тем, что же всё-таки обеспечивает относительную стабильность климата, благоприятную для всего живого температуру на Земле. (2)Некоторые из причин стабильности климата хорошо известны современной науке: постоянство солнечного излучения, мощная воздушная прослойка, служащая аккумулятором тепла на планете, перемешивание воздушных масс в нижних слоях атмосферы. (3)Но для объяснения отмеченной выше температурно-климатической устойчивости этих чисто физических факторов недостаточно. (4) Учёные считают, что важнейшим гарантом жизни на Земле является биота – исторически сложившаяся совокупность видов живых организмов. (5)По-видимому, именно живая биота – основное препятствие, которое защищает нас от деградации окружающей среды до непригодного для жизни состояния.

1. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов. 1) люди начали осознавать (предложение 1) 2) постоянство, прослойка известны (предложение 2) 3) факторов недостаточно (предложение 3) 4) учёные считают (предложение 4) 5) которое защищает (предложение 5)

Ответ: 45

2. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов. 1) Сказуемые первой части предложения 1 составные глагольные. 2) Предложение 2 сложное бессоюзное. 3) Предложение 3 является односоставным безличным предложением. 4) Предложение 4 содержит 3 (три) грамматические основы. 5) Первая часть сложного предложения 5 осложнена вводным словом.

Ответ: 135

3. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого списка подберите соответствующую позицию из второго списка. 1) Люди только недавно начали осознавать неустойчивость земного климата и задумываться над тем, что же всё-таки обеспечивает относительную стабильность климата, благоприятную для всего живого температуру на Земле. 2) Некоторые из причин стабильности климата хорошо известны современной науке: постоянство солнечного излучения, мощная воздушная прослойка, служащая аккумулятором тепла на планете, перемешивание воздушных масс в нижних слоях атмосферы. 3) Но для объяснения отмеченной выше температурно-климатической устойчивости этих чисто физических факторов недостаточно. 4) Учёные считают, что важнейшим гарантом жизни на Земле является биота – исторически сложившаяся совокупность видов живых организмов. 5) По-видимому, именно живая биота – основное препятствие, которое защищает нас от деградации окружающей среды до непригодного для жизни состояния.

Ответ: 215

Прочитайте текст и выполните задания 4–6.

(1)Около десяти процентов суши покрыты ледниками – многолетними массами снега и льда, хранящими 80 % запасов пресной воды нашей планеты. (2)Для возникновения ледника необходимо сочетание нескольких условий: определённой температуры, особого климата и рельефа, при которых годовое количество выпавшего снега будет превышать его убыль вследствие таяния и испарения. (3)Ледники – это временная остановка воды между атмосферой и океаном: если ледники растут, то уровень мирового океана опускается, если они сокращаются и отступают, то море поднимается. (4)По последним данным, ежегодное наступление моря на сушу происходит со скоростью 3,1 мм в год, из них около 2 мм – результат увеличения объёма воды за счёт теплового расширения, а оставшийся миллиметр – результат интенсивного таяния горных ледников Патагонии, Аляски и Гималаев. (5)Известно, что этот процесс ускоряется: подъём уровня моря к 2100 году может составить 200 см, что существенно изменит береговую линию и сотрёт с карты мира не один остров.

4. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов. 1) покрыты ледниками (предложение 1) 2) сочетание необходимо (предложение 2) 3) ледники – (это) остановка (предложение 3) 4) ежегодное наступление моря происходит (предложение 4) 5) процесс ускоряется (предложение 5)

Ответ: 235

5. Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов. 1) Предложение 1 осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. 2) Предложение 2 простое, двусоставное. 3) Сказуемое первой части предложения 3 составное именное. 4) Предложение 4 содержит 3 (три) грамматические основы. 5) Первая часть предложения 5 является односоставным неопределённоличным предложением.

Ответ: 34

6. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого списка подберите соответствующую позицию из второго списка. 1) Около десяти процентов суши покрыты ледниками – многолетними массами снега и льда, хранящими 80 % запасов пресной воды нашей планеты. 2) Для возникновения ледника необходимо сочетание нескольких условий: определённой температуры, особого климата и рельефа, при которых годовое количество выпавшего снега будет превышать его убыль вследствие таяния и испарения. 3) Ледники – это временная остановка воды между атмосферой и океаном: если ледники растут, то уровень мирового океана опускается, если они сокращаются и отступают, то море поднимается. 4) По последним данным, ежегодное наступление моря на сушу происходит со скоростью 3,1 мм в год, из них около 2 мм – результат увеличения объёма воды за счёт теплового расширения, а оставшийся миллиметр – результат интенсивного таяния горных ледников Патагонии, Аляски и Гималаев. 5) Получается, что этот процесс ускоряется: подъём уровня моря к 2100 году может составить 200 см, что существенно изменит береговую линию и сотрёт с карты мира не один остров.

Ответ: 142

7. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должна стоять запятая. Софья Васильевна Ковалевская (1) первая в России женщина-профессор и первая в мире женщина – профессор математики (2) избранная членомкорреспондентом Петербургской академии наук. Получив домашнее образование (3) Софья Васильевна использовала любую возможность продолжать обучение (4) она добилась разрешения слушать лекции И. М. Сеченова и заниматься анатомией у В. Л. Грубера (5) занималась математикой (6) и посещала лекции лучших профессоров. В Берлине Ковалевская занималась математикой с преподавателем К. Вейерштрассом (7) дававшим ей частные уроки (8) потому что в то время в Берлинский университет женщины не допускались.

Ответ: 23578

8. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять тире. Коломенское (1) музей-заповедник (2) в котором находятся ценные памятники русской архитектуры (3) церковь Вознесения (4) церковь Иоанна Предтечи (5) Казанская церковь и двое въездных ворот. В 1934 году достопримечательности Коломенского пополнились ещё одной постройкой (6) сюда перенесли домик Петра Первого. Предметы быта того времени: мебель воссозданного царского кабинета (7) изразцовые печи эпохи XVIII века (8) можно увидеть в домике Петра.

Ответ: 18

9. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов. 1) (в тихой) ГАВАНИ – в окончании формы родительного падежа имени существительного 1-го склонения пишется буква И. 2) ПЬЕДЕСТАЛ – написание безударной гласной в корне слова проверяется подбором однокоренного слова, в котором гласный звук находится в ударном слоге. 3) УМИРАТЬ (со смеху) – написание безударной чередующейся гласной в корне определяется наличием суффикса -А-. 4) ЛЕПЯТ (из глины) – в форме настоящего времени 3-го лица множественного числа глагола II спряжения пишется окончание -ЯТ. 5) НЕРЖАВЕЮЩИЙ (гвоздь) – НЕ пишется слитно с именем прилагательным, которое не употребляется без НЕ.

Ответ: 34

10. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов. 1) ПОДЫГРАТЬ – после исконно русской приставки, оканчивающейся на согласный, буква И заменяется на Ы. 2) КАТАЛОГ – в корне пишутся непроверяемые безударные гласные. 3) НАОТМАШЬ – буква Ь указывает на мягкость предшествующего согласного. 4) НЕ ДЕЛАЯ – частица НЕ с кратким причастием пишется раздельно. 5) (сколько) ВРЕМЕНИ – в окончании разносклоняемого имени существительного в форме дательного падежа пишется буква И.

Ответ: 12

11. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква О. Оба «рыцаря» надулись, но отошли в сторону. Зато третий, ещё не задетый моим меч..(1)м, поднял щит и бросился в атаку. Его звали Толик. Он, видимо, рассердился и решил отомстить за двух своих с..(2)ратников. Он крепк..(3) насел на меня, и я отступил к выходу. Со двора кинулся мне на пом..(4)щь Стёпка. ..(5)тважный т..(6)варищ прил..(7)гал все возможные усилия, чтобы прекратить нашу драку, но бой лишь разг..(8)рался с новой сил..(9)й. (По В. П. Крапивину)

12. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква А. Уставш..(1)я после долгой дороги лош..(2)дь пошла, ..(3)ккуратно ступая, по узкой тр..(4)пинке среди осин и орешника. Я снов..(5) вспоминаю звуки, услыш..(6)нные тогда в лесу: трели соловья, щебеч..(7)щего в чаще, кукование кукушек, которые пряч..(8)тся в листве ст..(9)летних дубов, журчание ручья. (По И. А. Бунину)

13. Раскройте скобки и запишите слово «плохо» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка. С каждой минутой мне становилось всё (плохо).

14. Раскройте скобки и запишите слово «выздороветь» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка. Я обязательно скоро (выздороветь).

15. Замените словосочетание «любовь папы», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

16. Замените словосочетание «вечерние посиделки», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Смотрите на сайте статград:

Оцените статью
ФИПИ ЕГЭ ОГЭ ВПР МЦКО олимпиады варианты и ответы