Вариант РЯ2410201 РЯ2410202 статград русский язык 11 класс 21 октября 2025 пробник ЕГЭ 2026 и ответы

статград Статград

Тренировочная работа 2 статград по русскому языку 11 класс в формате ЕГЭ 2026 года тренировочные варианты РЯ2410201, РЯ2410202 задания с ответами и сочинением для подготовки к государственному экзамену ФИПИ дата проведения пробника у 11 классов 21 октября 2025. Каждый вариант состоит из двух частей, содержащих 27 заданий. Часть 1 содержит 26 заданий, часть 2 содержит одно задание. На выполнение работы отводится 3,5 часа (210 минут).

Все ответы для вариантов: скачать

Работа статград по русскому языку 11 класс 21 октября 2025

Ответами к заданиям 1–26 являются цифра (число), или слово (несколько слов), или последовательность цифр (чисел). Ответ записывайте в поле ответа в тексте работы. Задание 27 части 2 предполагает написание сочинения по прочитанному тексту. Это задание выполняется на отдельном листе.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы. Баллы, полученные Вами за выполнение заданий, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Вариант РЯ2510201

Прочитайте текст и выполните задания 1–3

Трудовой договор № 33 «1» сентября 2010 г. Петербургский институт образования, именуемый в дальнейшем «Институт», в лице ректора Петрова А. Л. и Иванов Пётр Иванович, именуемый в дальнейшем «Работник», заключили настоящий трудовой договор о нижеследующем. 1. Иванов Пётр Иванович принимается на работу в Институт на должность заведующего хозяйственной частью <…> условиями труда и должностными обязанностями, являющимися неотъемлемой частью настоящего трудового договора. 2. Срок действия трудового договора: начало – 1 сентября 2010 г; окончание – 31 августа 2011 г. 3.

Работник обязуется: − соблюдать Устав и Правила внутреннего трудового распорядка Института; − своевременно оповещать администрацию Института о невозможности по уважительным причинам выполнять обусловленную трудовым договором работу. 4. Администрация Института обязуется создавать условия для выполнения работником обусловленных трудовым договором обязанностей. 5. Месячная тарифная ставка устанавливается по 10-му разряду единой тарифной сетки. За счёт и в пределах соответствующих источников и средств работник может поощряться в виде доплат и надбавок, премий (за основные результаты работы, специальные и разовые поручения и т. д.). 6. При невыполнении или ненадлежащем выполнении обязательств сторон, предусмотренных в трудовом договоре, последний может быть досрочно расторгнут по инициативе каждой из сторон.

1 задание

Самостоятельно подберите составной производный предлог, который должен стоять на месте пропуска в пункте 1 текста. Запишите этот предлог.

Ответ: в соответствии с

2 задание

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.

1) ТРУДОВОЙ. Протекающий в труде, наполненный трудом. Трудовой день. Трудовые будни.

2) ЧАСТЬ. чего. Предмет, являющийся составным элементом какого-л. единого целого, системы (организма, механизма и т. п.). Запасная часть. Часть часов. Сборка частей машины.

3) УВАЖИТЕЛЬНЫЙ. Достаточный для оправдания чего-либо; такой, который может быть принят во внимание. Основания для отказа у неё уважительные.

4) ИСТОЧНИК. Письменный памятник, документ, используемый при научном исследовании. Опираться на источники. Доскональное знание древних источников.

5) ПОСЛЕДНИЙ. Книжн. Этот, только что упомянутый. Пришли Иванов и Сидоров, последний – с опозданием.

Ответ: 35

3 задание

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста. Запишите номера ответов.

1) Текст представляет собой образец официально-делового стиля речи. Цель автора – сообщить информацию, имеющую практическое значение, описав условия взаимодействия, права и обязанности сторон договора.

2) Композиция и содержание текста соответствуют жанру объяснительной записки. В тексте указаны номер документа, дата его создания и наименование организации.

3) В соответствии с принадлежностью к научному стилю в тексте присутствуют эмоционально окрашенные слова высокого стиля (именуемый, неотъемлемый, оповещать), а также общеупотребительная лексика (распорядок, работа, досрочно).

4) В тексте используются предложения с обособленными членами, повествовательные двусоставные нераспространённые предложения, а также сложноподчинённые предложения.

5) Средства выразительности языка в тексте, в соответствии с требованиями официально-делового стиля, отсутствуют.

Ответ: 15

4 задание

Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.

1) грАжданство
2) корЫсть
3) отклЮченный
4) тортЫ
5) обострИть

Ответ: 25

5 задание

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка. Нужны КОРЕННЫЕ изменения, а не временные меры. После СЫТНОГО ужина дед улёгся на лавке и сладко задремал. Примите наши искренние и ДОБРОТНЫЕ пожелания в этот знаменательный день. Ребята вместе проводили всё свободное время и были ДРУЖНОЙ компанией. Он вырос в БЕДНОЙ семье, где приходилось считать каждую копейку.

Ответ: добрые

6 задание

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово. Впервые молодой автор дебютировал сразу по окончании университета, опубликовав исторический роман о Гражданской войне, ставший бестселлером.

Ответ: впервые

7 задание

В одном из выделенных ниже слов допущена грамматическая ошибка. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

к ПОЛУТОРАСТА метрам
гора АПЕЛЬСИНОВ
ТАЛАНТЛИВЕЙШИЙ актёр
в СЛЕДУЩЕМ году
сказал более ПРОСТО

Ответ: следующем

8 задание

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого списка подберите соответствующую позицию из второго списка

А) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В) нарушение в построении предложения с однородными членами
Г) неправильное построение предложения с косвенной речью
Д) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

1) Те, кто внимательно слушает на уроках, обычно полностью выполняют и легко справляются с домашним заданием.

2) До сих пор ведутся споры об авторстве «Слова о полку Игореве», созданного, как утверждают исследователи, по свежим следам описанного в нём исторического события. 3) Политики и экономисты в целом пришли к общему мнению о том, что СНГ сыграл положительную роль на переходном этапе истории нашей страны.

4) Когда через час Маня провожала своего гостя, он неожиданно спросил, какой для неё самый главный человек, какое самое главное время и какое самое нужное дело.

5) Сбежав с тропинки и свернув в лес, дети наткнулись на поляну, усыпанные жёлтыми листьями.

6) Печатные станки, появившиеся в Европе в XV веке, стали основой для распространения знаний и постепенно изменили весь ход интеллектуальной истории человечества.

7) Константин Георгиевич Паустовский в своё время писал про себя, что «я, как и каждый, был занят только как будто неотложными делами».

8) Приехав в деревню, сразу чувствуешь запах свежескошенной травы, наполняющий всё пространство вокруг.

9) Я давно мечтал о прогулке по местам, описанным в главе «Тамани» у М. Ю. Лермонтова.

Ответ: 93175

9 задание

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) щ..лка (в двери), ш..лковый, прож..рливый
2) ц..фровой, вакц..нировать, рац..ональный
3) неув..дающая (красота), невн..мательный, с..рень
4) скр..пить (листы бумаги), инт..ллигент, соч..тание
5) ок..менеть, отр..слевой, попл..вок

Ответ: 245

10 задание

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) (северный) пр..дел (храма), пр..твориться (спящим), пр..следование (врага)
2) ра..смешить, не..гораемый, не..дешний
3) под..грать, меж..нститутский, раз..скать
4) двух..ярусный, раз..яснение, супер..яхта
5) пр..родитель, пр..славянский (язык), пр..бабушка

Ответ: 45

11 задание

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена
одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) (отмыть) дочист.., (подходить) избирательн..
2) милост..вый, ковш..к
3) дириж..р, юбч..нка
4) продл..вать, яблон..вый
5) (снег) раста..л, откле..л

12 задание

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) вылет..шь, (ветер) засвищ..т
2) обгоня..мый, промасл..нный (блин)
3) животрепещ..щий (вопрос), (куры) кудахч..т
4) накорм..шь, зала..вшая (собака)
5) веру..шь, отгон..шь (в сторону)

13 задание

Укажите варианты ответов, в которых НЕ (НИ) с выделенным словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов.
1) В пакете оказалось (НЕ)ЧТО иное, как самая обычная колбаса.
2) Поле заросло давно (НЕ)КОШЕННОЙ травой.
3) Мне (НЕ)ЧЕГО было ответить на его упреки.
4) (НE)СМОТРЯ на проливной дождь, мы решили пойти на прогулку.
5) Разговоры взрослых (НИ)СКОЛЬКО не помешали уставшим детям заснуть.

14 задание

Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся ЧЕРЕЗ ДЕФИС. Запишите номера ответов. 1) ТОГДА(ЖЕ), в общежитии, он научился готовить макароны (ПО)ФЛОТСКИ. 2) Нужно было вскопать участок на (ПОЛ)ЛОПАТЫ и КОЕ(ГДЕ) разровнять поверхность. 3) Плед был раскрашен (ПО)ШОТЛАНДСКИ, в (КРАСНО)ЧЁРНУЮ клетку. 4) (В)ПРОЧЕМ, я должен признаться, что был (ПО)НАСТОЯЩЕМУ рад снова видеть этих людей. 5) Мой отец работал помощником режиссёра на большой (КИНО)СТУДИИ и через КАКОЕ(ТО) время начал мечтать снять собственный фильм.

15 задание

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется одна буква Н. Представьте себе безветре(1)ый день, облакá расстеле(2)ы по небу, как дли(3)ые тка(4)ые скатерти, окантова(5)ые по краям серебря(6)ой оторочкой, – поисти(7)е идиллическая картина.

16 задание

Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. 1) В стремлении передать тревожность эпохи режиссёр не мог не прибегнуть к использованию светотени и применил резкий световой контраст в качестве главного приёма выразительности. 2) Кот медленно очень аккуратно обошёл стул и стол и хищным прищуром нацелился в сторону полки и шкафа. 3) Многие романтические драмы были «малоисторичны» и если не искажали исторические события то грешили поверхностной трактовкой характеров и схематизмом конфликтов. 4) Романтики особое внимание обращали на внутренний мир личности и для многих авторов художественный текст стал в эпоху романтизма зоной увлекательного психологического эксперимента. 5) В глазах зрителя эпохи классицизма главный герой не мог быть подлым или злобным или нерешительным.

17 задание

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые). Баба Валя (1) отворив нам (2) увешанный пучками сухих душистых трав (3) сарайчик (4) уложила нас там на свежем сене, и (5) довольная сделанным делом (6) обратно она шла (7) что-то негромко напевая (8) себе под нос (9) и улыбаясь.

18 задание

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые). Может быть (1) его желание приобрести дачу в наших местах и остыло бы (2) со временем, но (3) буквально (4) через неделю после описанного разговора в газете появилось объявление о продаже участка (5) как раз (6) в Ушаковке, и (7) конечно (8) Фёдор тут же связался со мной.

19 задание

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые). В отчаянных попытках выбраться прошло ещё пять минут (1) в течение которых (2) Иван начал понимать (3) что (4) чем больше он упирается (5) в стремлении вытащить ноги из трясины (6) тем глубже туда погружается.

20 задание

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые). Штатский всё говорил и говорил (1) и (2) пока он говорил (3) лейтенант молча смотрел на него (4) как смотрят на человека (5) который и хотел бы объяснить что-то важное (6) да у него не хватает слов (7) чтобы объяснить другому.

21 задание

Найдите предложения, в которых тире ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. (1)Кашалот – морское млекопитающее, которое удивляет своими размерами и особенностями. (2)Длина самцов может достигать 20 метров, самок – десяти-тринадцати. (3)В стаде кашалотов царит строгая иерархия: самки с детёнышами держатся отдельно от взрослых самцов – защитников стаи. (4)В океане эти гиганты чувствуют себя как дома: они свободно плавают на тех глубинах, где попадаются головоногие моллюски – их любимое лакомство. (5)Когда кашалот ныряет, это настоящее зрелище, за которым можно наблюдать часами.

(6)Охота на кальмаров – любимое занятие кашалотов, способных погружаться на большую глубину, – требует от этих животных не только выносливости и силы, но и ловкости. (7)Кроме того, учёные выяснили, что голова этого кита содержит природный механизм, позволяющий животному во время охоты издавать особые звуки для эхолокации. (8)Кашалоты, как оказалось, обладают сложной системой коммуникации под водой, напоминающей язык, активно используя её при охоте, – это настоящее чудо природы. (9)Кашалоты – флагманы океана, способствующие поддержанию природного баланса, – играют важную роль в экосистеме планеты.

22 задание

Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) С чрезвычайною точностью гость расспросил, кто в городе губернатор, кто председатель палаты, кто прокурор. (Н. В. Гоголь) Б) «Какое странное сооружение!» – невольно воскликнул проезжий, глядя на причудливый дом помещицы. (Н. В. Гоголь) В) – Может быть, здесь… В этом, вами сейчас выраженном изъяснении скрыто другое? – Нет, – подхватил Чичиков… (По Н. В. Гоголю) Г) Толстые умеют лучше тонких на этом свете обделывать дела свои… (По Н. В. Гоголю) Д) Сын роскоши, прохлад и нег, Куда, Мещерский, ты сокрылся? Оставил ты сей жизни брег, К брегам ты мёртвых удалился. (Г. Р. Державин)

1) эпифора
2) риторическое обращение
3) синтаксический параллелизм
4) парцелляция
5) риторическое восклицание
6) вопросно-ответная форма изложения
7) сравнение
8) риторический вопрос
9) литота

23 задание

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) Евгений Иванович приехал навестить Лёшкину сестру – Елену Ивановну. 2) Евгений Иванович – хирург, а работа Елены Ивановны связана со школой. 3) Перед выходом на пенсию Елена Ивановна планировала продать старый дом за городом и купить квартиру в городе. 4) Кроме дома, планировалось снести и сад возле него. 5) Евгений Иванович планирует взять Лёшку к себе жить, предварительно усыновив его.

24 задание

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложении 2 представлено описание.
2) В предложениях 5, 6 содержится описание.
3) Предложения 11 и 12 противопоставлены по содержанию.
4) В предложениях 37–40 представлено повествование.
5) В предложениях 59–62 представлено рассуждение.

25 задание

Из предложений 13–17 выпишите антонимы (антонимическую пару).

26 задание

Среди предложений 55–59 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи лексического повтора и контекстных синонимов. Запишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

27 задание

Напишите сочинение-рассуждение по проблеме, поставленной в исходном тексте «Что можно противопоставить неумолимости времени?». Сформулируйте позицию автора (рассказчика) по указанной проблеме. Прокомментируйте, как в тексте раскрывается эта позиция. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания позиции автора (рассказчика), и поясните их. Укажите и поясните смысловую связь между приведёнными примерами-иллюстрациями.

Вариант РЯ2510202

День в парке встречает горожан шумом строительных машин. Сегодня здесь происходит настоящее чудо – старейший парк города переживает второе рождение. Фундаментальная реконструкция началась всего месяц назад, но уже сейчас видны первые результаты. На месте старых, полуразрушенных дорожек появляется современная тротуарная плитка, а унылые клумбы превращаются в яркие цветочные композиции. Бригада ландшафтных дизайнеров создаёт уникальный проект озеленения, который сделает парк настоящим оазисом спокойствия. По словам главного архитектора проекта Александра Петровича Иванова, главная задача – сохранить исторический облик парка, добавив современные элементы благоустройства.

Особое внимание уделяется созданию зон отдыха для разных возрастных групп. Для детей оборудуют современную игровую площадку с безопасным покрытием, а для пожилых людей обустроят уютные скамейки в тени деревьев. Местные жители с нетерпением ждут завершения работ. Анна Сергеевна, жительница соседнего дома, поделилась своими впечатлениями: «Я хорошо помню этот парк с детства. И очень рада, что после долгих лет его наконец-то приводят в порядок. Надеюсь, он станет любимым местом отдыха для всех горожан». Завершение работ запланировано на конец осени, и уже сейчас можно представить, <…> жители увидят этот объект после реконструкции. Горожан ждёт обновлённый парк с современной инфраструктурой, где каждый найдёт занятие по душе. И, возможно, именно здесь начнётся новая история нашего города.

1. Самостоятельно подберите относительное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в последнем абзаце текста. Запишите это местоимение.

Ответ: каким

2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов. 1) ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЙ. Лежащий в основе чего-либо; основополагающий. Фундаментальные законы физики. Фундаментальные представления о пространстве и времени. 2) ОАЗИС. чего или какой. О том, что доставляет удовольствие, положительно отличаясь от окружающего. Оазис добра и веселья. Оазис русских традиций. 3) ЗОНА. чего или какая. Геогр. Пояс или полоса земного шара с общими для них природными условиями, флорой, фауной и т. п. Арктическая зона. Зона пустынь и полупустынь. 4) ПОДЕЛИТЬСЯ. чем с кем. Передать, сообщить кому-либо что-либо; взаимно обменяться чем-либо. Поделиться знаниями. Поделиться опытом работы. 5) НАЙТИ. каким и с придат. Прийти к какому-либо выводу, заключению; счесть, признать что-либо каким-либо. Я нашла всё это очень странным. Он нашёл доводы убедительными. Доктор нашёл, что больного нужно отправить в больницу.

Ответ: 24

3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста. Запишите номера ответов. 1) Текст представляет собой образец художественного стиля речи. Цель автора – оказать эмоционально-эстетическое воздействие на читателя, раскрыть духовный мир героев. 2) Композиция и содержание текста соответствуют жанру очерка. В центре внимания автора оказывается общественно значимое событие, которое освещается и эмоционально оценивается автором, лично его наблюдающим. 3) В соответствии с принадлежностью текста к официально-деловому стилю в нём присутствует эмоционально окрашенная книжная лексика (чудо, облик, нетерпение), а также слова разговорного стиля (полуразрушенных, скамейки, любимым). 4) Текст отличается богатством синтаксиса: употребляются простые распространённые предложения с обособленными определениями, используются сложноподчинённые и сложносочинённые предложения различных типов, а также предложения, включающие в себя чужую речь. 5) В тексте употребляются различные средства выразительности языка, в том числе эпитеты («унылые клумбы», «уникальный проект») и метафора (оазис спокойствия).

Ответ: 25

4. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов. 1) зАсветло 2) дозИровать 3) докУмент 4) жИлось 5) понЯв.

Ответ: 125

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка. Старик был ИСКУСНЫМ рассказчиком: каждое его слово приковывало внимание слушателей. Талантливый художник, ПРИЗНАННЫЙ мастер пейзажа, он был известен не только в стране, но и в мире. Лекция оказалась для студентов очень ИНФОРМАЦИОННОЙ: за полтора часа преподаватель охватил все сложные темы по учебной дисциплине. Дом хоть и старый, но ДОБРОТНЫЙ: стены толстые, фундамент крепкий. Он был ЭКОНОМНЫМ человеком, никогда не тратил лишнего и всегда вёл учёт расходов.

Ответ: информативной

6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив употреблённое неверно слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка и сохраняя смысл высказывания. Из героев «Войны и мира» мне особенно симпатизирует Пьер Безухов: он понастоящему честен с собой и с другими и не боится признавать свои ошибки.

Ответ: импонирует

7. В одном из выделенных ниже слов допущена грамматическая ошибка. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. самая ВЫСОКАЯ вершина КЛАДИТЕ на стол к первому АПРЕЛЮ до ДВЕ тысячи пятого года без ОБОИХ ножниц.

Ответ: апреля

9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) ож..г (руку), ш..ковая (терапия), ч..рствый (хлеб) 2) ц..фровой, ц..плячий (пух), ц..клон 3) дикор..стущий, (предвыборная) к..мпания, к..рикатура 4) фант..стический, изл..гать (мысли), ск..чок 5) к..сой (заяц), укр..титель, ха..тические (мысли).

Ответ: 345

10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) пр..клеить (к картону), пр..знание (в любви), пр..дать (друга) 2) в..крывать (письма), чере..полосица, бе..конечный 3) пр..ступить (к делам), пр..скорбный, пр..града 4) пан..азиатский, транс..альпийский, квартирос..ёмщик 5) н..грубить, поз..горать, пр..дедушка.

Ответ: 25

11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) череш..нка, марл..вый 2) расстра..ваться, улыбч..вый 3) выкорч..вывать, камыш..вый 4) (вытереть посуду) досух.., сводч..тый (потолок) 5) швед..кий, близ..кий.

12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) добыва..мый, жал..щие (пчёлы) 2) расскаж..м (правду), незыбл..мые (законы) 3) (студенты) труд..тся, (снегá) раста..т 4) рокоч..щий (самолёт), лопоч..щий (ребёнок) 5) (автомобиль) движ..тся, огранич..вший (расходы).

13. Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Запишите номера ответов. 1) Вскоре она научилась печатать вслепую, (HE)CMOTPЯ на клавиатуру. 2) (НЕ)(ЗА)ЧЕМ тебе, Наталья, столько обо всех волноваться. 3) Дистанционные технологии были ещё (НЕ)ОСВОЕНЫ. 4) Эту очень (НЕ)ПРИЯТНУЮ ситуацию мне сразу захотелось забыть. 5) При беглом просмотре материалов меня охватило чувство (НЕ)КОТОРОГО удивления.

14. Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся СЛИТНО. Запишите номера ответов. 1) (ВО)ВРЕМЯ отпуска Николай Петрович уехал в горы, а (ПО)ТОМУ не смог присутствовать на собрании. 2) Было уже (ПОЛ)ОДИННАДЦАТОГО, и (НА)ПРОТИВ станции метро собралась вся экскурсионная группа. 3) (В)МИГ весь офис ожил, и (НА)ПЕРЕГОНКИ начали звонить телефоны на каждом столе. 4) Фуры, загруженные (ДО)ВЕРХУ, стояли на обочине, а (НА)ВСТРЕЧУ им медленно двигались асфальтоукладчики. 5) Бумаги (В)ПЕРЕМЕШКУ лежали на бюро, а ТАК(ЖЕ) на стеллажах.

15. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН. Бублик был смышлё(1)ее остальных и обладал неслыха(2)ой для собаки наглостью: зара(3)ее выходил ждать дачный автобус и так искре(4)е прихрамывал, так страдал на публику, что ему обязательно перепадал или сви(5)ой хрящик, или кусочек заветре(6)ой сырокопчё(7)ой колбаски.

16. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. 1) В сценографии спектакля использовались как традиционные написанные на холсте декорации так и яркие цифровые проекции. 2) Авангардная живопись обязана была не столько отображать реальность сколько формировать у зрителя новое восприятие пространства. 3) Утром козёл Матвей выходил в сад и долго и задумчиво бодал калитку блеял что-то сердито и упрямо и уходил к компостной куче. 4) В процессе подготовки первой реформы образования активно обсуждались принципы преподавания классических языков и был пересмотрен сам статус гуманитарных дисциплин. 5) В этом году неплохой доход приносит сбор не только груздей и белых грибов но и лисичек или желтушек (так называют лисички местные жители).

17. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые). Он стал разматывать леску (1) медленно отплывая на лодке (2) от прикормленного ещё утром (3) места (4) и (5) несколько раз глянув (6) на отдаляющийся от него по мере движения (7) поплавок (8) остановил лодку метрах в десяти ниже по течению.

18. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые). С годами Валентина Вячеславовна (1) почти (2) не менялась: время (3) как будто (4) не властно было над ней, старость остановилась (5) где-то (6) на пороге её дома; другие жители деревеньки (7) однако (8) старели ощутимо…

19. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые). Попов растянул между кустами прозрачную леску (1) на всём протяжении (2) которой (3) он предварительно развесил пустые консервные банки так (4) чтобы (5) если кто-нибудь попробовал бы подобраться к лагерю с этой стороны (6) мы узнали бы об этом заранее по звуку.

20. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые). С туристами Данила проявлял сугубую осторожность (1) и (2) едва начинался лёгкий ветерок (3) или появлялись на небе тучки (4) отменял без раздумий морские прогулки (5) как бы ни протестовали сами гости (6) и как бы они ни возмущались.

22. Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. А) После обеда господин сел на диван, подложивши себе за спину подушку, которую в русских трактирах набивают чем-то чрезвычайно похожим на кирпич и булыжник. (По Н. В. Гоголю) Б) Манилов долго стоял на крыльце, провожая глазами удалявшуюся бричку, и когда она уже совершенно стала не видна, он всё ещё стоял, куря трубку. (Н. В. Гоголь) В) – Как-с? Извините… я несколько туг на ухо, мне послышалось престранное слово… – Я полагаю приобрести мёртвых, которые, впрочем, значились бы по ревизии как живые, – сказал Чичиков. (Н. В. Гоголь) Г) Пан Данило стал поглядывать на тёмную сторону, где из-за леса чернел земляной вал, из-за вала подымался старый зáмок. (По Н. В. Гоголю) Д) Пелеринка1 из фестончиков, на рукавах фестончики2 , одни фестончики. (По Н. В. Гоголю)

23. Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) Евгений Иванович проживает в городе, а Елена Ивановна – за городом, в доме, где оба они провели детство. 2) С годами сестра Евгения Ивановича всё более становилась похожа на мать. 3) Выучившись на хирурга, Евгений Николаевич подрабатывает публикацией стихов в журнале. 4) Во время войны осколок бомбы застрял в стволе берёзы и остался там. 5) Евгений Иванович позабыл многое из того, что случилось с ним в детстве, и сожалеет о том, что не сможет рассказать о прошедшем Лёшке.

24. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов. 1) Предложение 47 указывает на причину того, о чём говорится в предложении 46. 2) В предложениях 48–50 представлено повествование. 3) В предложениях 55, 56 содержится описание. 4) В предложениях 68–71 представлено повествование. 5) Предложение 77 поясняет содержание предложения 76.

25. Из предложений 82–89 выпишите один фразеологизм.

26. Среди предложений 68–77 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного местоимения. Запишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

27. Напишите сочинение-рассуждение по проблеме, поставленной в исходном тексте «В чём проявляется связь времён?». Сформулируйте позицию автора (рассказчика) по указанной проблеме. Прокомментируйте, как в тексте раскрывается эта позиция. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания позиции автора (рассказчика), и поясните их. Укажите и поясните смысловую связь между приведёнными примерами-иллюстрациями. Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опираясь на читательский, историко-культурный или жизненный опыт. (Не учитываются примеры-аргументы, источниками которых являются комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра и другие подобные виды представления информации.) Объём сочинения – не менее 150 слов.

Текст Ю. И. Чичёва

– (1)Жендос – корявый нос, поросёночка унёс! (2)Евгений Иванович Голубев повернул голову – перегнувшись через заборчик, на него смотрела, улыбаясь, Елена Ивановна, стройная, но немолодая уже женщина, очень похожая на мать, Глафиру Николаевну, только мать в его воспоминаниях всегда была моложе. (3)Забор не помешал Голубеву обнять и расцеловать сестру. – (4)Ленивый, как все хирурги. (5)Не позвони я, не скажи, что улицу сносят, ведь не приехал бы никогда! (6)А так повод: в последний раз на дом детства глянуть. – (7)Спасибо. – (8)Конечно, в городе-то лучше. (9)Совсем забыл родные места… (10)Царапнуло сердечко-то? – (11)Есть маленько. – (12)Да уж вижу, что не маленько. (13)Всё детство разом вспомнил? – (14)«Всё» сразу не вспомнишь. (15)Я постепенно. – (16)Вспоминай, вспоминай. (17)Это нам полезно. (18)И потом спросила, глядя на стоявшего рядом Лёшку: – А это что за жертва урбанизации? – (19)Он не урбанизации. (20)Соседкин сын. (21)Мать-одиночка. – (22)Не усыновлять ли собрался?

– (23)Может, и усыновил бы, да соседка не даст. (24)Горластая. (25)Евгений Иванович захотел сменить тему разговора. – (26)А ты, Лен, стала меньше походить на мать. – (27)Старею я, братик. – (28)Да брось ты. – (29)Скоро на пенсию… (30)Вот счастье привалило: дом ломают, цéлую квартиру в городе дают… (31)А как у тебя? – (32)Пытаюсь выполнить нормы по резекции желудка. – (33)Печатаешь? – (34)Что мне печатать? – (35)Стихи свои. (36)На машинке. – (37)Ну да, сейчас мода такая: все хирурги в писатели пошли. (38)Даже в юмористы. – (39)Не страшно. (40)Хуже будет, если наоборот. – (41)Это как? – (42)Ляжешь на стол, а тебе скажут: «А сейчас аппендицит вам чикнет сам Андрей Вознесенский». (43)Они посмеялись, потом Евгений Иванович позвал Лёшку, все прошли в небольшой сад перед домом. – (44)В дом войдёшь? – (45)Подожди, сестра, дай с садом поздороваться. (46)И попрощаться заодно. (47)Его ведь тоже в расход…

(48)Евгений Иванович подошёл к яблоне, погладил её серую кору. (49)Подметил, что крона закрывает от него почти полсада. (50)Улыбнулся чему-то, вышел на открытое место. – (51)Если мне не изменяет память, то вот здесь, Лёха, было бомбоубежище. – (52)Левее немного, – поправила его Елена Ивановна. – (53)Здесь? – (54)Да… (55)Евгений Иванович помолчал, а Лёшка поинтересовался: – А что такое бомбоубежище? – (56)Это дом в земле, в котором люди прятались в войну от бомбёжки, чтобы их не убило, – пояснила Елена Ивановна. – (57)А зачем их убивать? – опять спросил Лёшка. – (58)Зачем убивать… – повторил Евгений Иванович, посмотрел на сестру и физиономию вытянул: мол, вот парень даёт: какие вопросы забивает. – (59)Знаешь, Лёха, честно говоря, долго это тебе объяснять, да ты сейчас всего и не поймёшь. (60)Знай пока одно, парень: плохо для всех – и для больших, и для маленьких, – когда война. (61)И лучше бы у нас её никогда не было. (62)Сейчас это наша забота, а вырастешь, мы тебе всё расскажем и заботу эту тебе передадим. (63)Поймёшь, узнаешь. (64)Станешь нашим защитником. (65)Будешь?

– (66)Буду. (67)А как я узнáю? (68)Евгений Иванович поднял его на руки, подошёл к берёзе. (69)Показал ему заплывшее опухолью место на стволе. (70)Спросил сестру: «Здесь?» (71)Та кивнула головой. – (72)Видишь ли, Алексей, вот тут в дерево в войну ударил огромный осколок от бомбы и застрял там, в стволе. (73)Место давно уже заросло – оно тебе и не заметно. (74)Но он там, понимаешь, там. (75)И берёза помнит, помнит до сих пор. (76)Прошло время, выросли новые ветки на берёзе. (77)А старые ветки рассказывают им про войну. – (78)А как? – (79)А сок идёт снизу, из земли, через осколок. (80)Молодые ветки и спрашивают: «Отчего это сок горчит иногда?»

(81)А старые отвечают: «Это война была». – (82)Больно ты мудрёно говоришь, – Елена Ивановна улыбнулась. – (83)Так я сейчас больше для себя, для уточнения. (84)А парень тоже поймёт! (85)Подрастёт и поймёт, если втолковать как следует, а не как иногда у тебя в школе педагоги… (86)Ну-ну – шучу. (87)Главное, чтобы правильно втолковать. (88)А для этого пока живём – не забывать, ничегошеньки. (89)Евгений Иванович прислонился к берёзе, замолчал. (90)Смотрел на цветущий в последний раз старый сад и молчал, вспоминал… По Ю. И. Чичёву Юрий Иванович Чичёв (1938–2021) – современный русский поэт, писатель, журналист.

Сочинение

Что можно противопоставить неумолимости времени?

Чичёв считает, что против безжалостности времени могут выступать только воспоминания и их передача будущим поколениям.

Чтобы доказать свою позицию, автор пишет о том, как Евгений Иванович, который давно не был в родных местах, приехал взглянуть на дом детства в последний раз, потому что его скоро снесут. Он прощается с садом, гладит яблони (предложения 45–50). Становится очевидно: сколько бы времени ни прошло, человек всегда будет помнить о дорогих его сердцу местах.

Далее Евгений Иванович рассказывает маленькому Лёшке о берёзе, в стволе которой с войны застрял осколок. Герой объясняет, что дерево «помнит» о войне, и эта память передаётся новым веткам через горький сок, проходящий через ржавый металл (предложения 79–81). Евгений Ивановича отмечает, что важно «…пока живём… не забывать, ничегошеньки», поэтому он рассказывает мальчику о войне. Читатель понимает: нельзя забывать о прошлом, важно помнить о нем и делиться воспоминаниями с будущими поколениями.

Приведенные примеры дополняют друг друга и помогают автору показать, что, чтобы противостоять времени, человек должен хранить в сердце и светлые воспоминания о своём прошлом, и горькую правду об истории своей страны, передавая память молодым.

Я согласна с позицией Чичёва. Действительно, сохраняя прошлое в своём сердце, в книгах, в традициях и передавая его детям, мы можем противостоять неумолимости времени. Так, Дмитрий Лихачёв всю жизнь посвятил сохранению культурного наследия России, изучая и защищая древнерусскую литературу, архитектуру, искусство. Его труды питают современные поколения, не давая забыть о прошлом. Лихачев считал своим долгом передать знания и ценности потомкам, противопоставляя хрупкость человеческой жизни вечности культуры.

2 сочинение

Юрий Чичёв считает, что противостоять неумолимости времени можно только через память и преемственность поколений. Именно сохранение воспоминаний и передача жизненного опыта молодым позволяют человеку чувствовать связь с прошлым и надежду на будущее.

Писатель показывает это на примере Евгения Ивановича, который приехал попрощаться с домом своего детства перед его сносом. Герой бережно хранит память о прошлом. Он прикасается к яблоне, вспоминает «бомбоубежище» (предложение 51), показывает Лёшке берёзу с зажившей раной от осколка. Для него эти деревья – живые свидетели истории, связывающие его с детством и военными годами.

Евгений Иванович рассказывает Лёшке о войне. Он придумывает для мальчика понятную историю: «Молодые ветки и спрашивают: „Отчего это сок горчит иногда?“ А старые отвечают: „Это война была“.» (предложения 80, 81). Так он находит понятный для ребёнка способ рассказать о сложном и страшном.

Оба примера показывают разные грани борьбы со временем: личные воспоминания и передача памяти другим. Вместе они создают целостную картину того, как человек может противостоять забвению. Я полностью согласен с автором. Действительно, только сохраняя память и передавая её следующим поколениям, мы можем чувствовать себя частью чего-то вечного, что не подвластно времени.

В нашей семье хранится старый фотоальбом с военными фотографиями моего прадеда. Каждый год 9 мая мы вместе с родителями рассматриваем эти пожелтевшие снимки, и бабушка рассказывает о том, как её отец прошёл всю войну. Эти истории помогают мне понять, кто я и откуда взялась наша семья. Как и у Чичёва, память помогает сохранить связь между поколениями.

Таким образом, Юрий Чичёв убедительно показывает, что против неумолимого времени у человека есть мощное оружие – память. Сохраняя воспоминания и передавая их детям, мы делаем прошлое частью настоящего и будущего. Как говорит автор, важно «пока живём – не забывать, ничегошеньки».

Смотрите на сайте статград:

Оцените статью
ФИПИ ЕГЭ ОГЭ ВПР МЦКО олимпиады варианты и ответы