Вариант БИ2590201 БИ2590202 БИ2590203 БИ2590204 статград 10 ноября 2025 биология 9 класс ОГЭ 2026 и ответы

статград Статград

Тренировочная работа статград по биологии 9 класс 10 ноября 2025 в формате ОГЭ 2026 года тренировочные варианты БИ2590201, БИ2590202, БИ2590203, БИ2590204 задания с ответами и решением для подготовки к государственному экзамену пробник ФИПИ. Каждый вариант статграда состоит из двух частей, включающих в себя 26 заданий.

Все ответы и решения: скачать

10 ноября 2025 работа статград по биологии 9 класс

Часть 1 содержит 21 задание с кратким ответом, часть 2 содержит 5 заданий с развёрнутым ответом. На выполнение тренировочной работы по биологии даётся 2,5 часа (150 минут). Ответом к заданию 1 является слово (словосочетание). Ответы к заданиям 2–21 записываются в виде цифры, последовательности цифр или букв. Ответы запишите в поле ответа в тексте работы. К заданиям 22–26 следует дать развёрнутый ответ.

Для записи ответов используют чистый лист. Все ответы записываются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой или капиллярной ручки. При выполнении работы разрешается использовать линейку и непрограммируемый калькулятор. При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании.

Вариант БИ2590201

1. На схеме демонстрируется гуморальное влияние поджелудочной железы на функционирование печени. Какое ОБЩЕЕ свойство живых систем иллюстрирует схема?

Ответ: саморегуляция

2. Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца. А) колокольчик раскидистый Б) кишечная палочка В) ёж ушастый Г) фитофтора картофеля. 1) Растения 2) Животные 3) Бактерии 4) Грибы.

Ответ: 1324

3. Установите последовательность систематических таксонов, начиная с наибольшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр. 1) отряд Хвостатые земноводные 2) род Саламандра 3) тип Хордовые 4) вид Саламандра огненная 5) класс Земноводные.

Ответ: 35124

4. Изучите столбчатую диаграмму, отражающую динамику численности дикой утки-кряквы в водоемах Москвы (по оси x отложен период наблюдений (годы), а по оси y – численность (тыс. особей)). Какие два из приведённых описаний характеризуют данную зависимость? Численность дикой утки-кряквы 1) сокращается на протяжении всего периода наблюдений 2) в Москве-реке в 2002 году выше, чем в городских водоёмах 3) максимальна в городских водоёмах в 2016 году 4) составила 5 тысяч особей в Москве-реке в 2012 году 5) менялась одинаково в Москве-реке и в городских водоёмах.

Ответ: 34

5. Расположите в правильном порядке пункты инструкции по подготовке микроскопа к работе. Запишите цифры, которыми обозначены пункты инструкции, в правильной последовательности в таблицу. 1) Поместите приготовленный препарат на предметный столик. 2) В отверстие предметного столика направьте зеркалом свет, добейтесь хорошего освещения поля зрения. 3) Пользуясь винтом, плавно опустите тубус так, чтобы нижний край объектива оказался на расстоянии 1–2 мм от препарата. 4) Поставьте микроскоп штативом к себе на расстоянии 5–10 см от края рабочего стола. 5) Глядя в окуляр одним глазом, при помощи винтов медленно поднимайте тубус, пока не появится чёткое изображение предмета.

Ответ: 42135

6. Как называется лабораторная посуда, изображённая на рисунке? 1) пробирка 3) чашка Петри 2) колба 4) спиртовка.

Ответ: 3

7. Известно, что Туя западная – это хвойное декоративное растение, используемое для озеленения, поскольку не меняет окраски своих листьев. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящихся к описанию данных признаков этого растения. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам. 1) Широко и повсеместно туя разводится в садах и парках. 2) Туя получила название из греческого языка, где обозначает воскурение или жертвование. 3) На взрослых растениях образуются мужские и женские шишки. 4) Впервые туя западная была описана Карлом Линнеем в 1753 году. 5) Листья-хвоинки чешуйчатые, тёмно-зелёные, иногда золотистые либо голубоватые, мелкие (0,2–0,4 см), плотно прижатые к побегу. 6) Родом из северо-восточных районов Северной Америки.

Ответ: 156

8. В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбцов имеется взаимосвязь. Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице? 1) растяжение 3) защита 2) проведение 4) всасывание.

Ответ: 4

9. Какие особенности характерны для представителей костных рыб? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 1) Сердце образовано тремя камерами, имеется один круг кровообращения. 2) Дышат кислородом, растворённым в воде. 3) В коже отсутствуют железы. 4) Имеют жаберные крышки. 5) Имеют плавательный пузырь. 6) Обладают постоянной температурой тела.

Ответ: 245

10. Вставьте в текст «Пластиды» пропущенные элементы из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу. ПЛАСТИДЫ В растительных клетках часто можно наблюдать разнообразные по форме и окраске пластиды. Так, многочисленные зелёные пластиды – (А) – обеспечивают процесс (Б) за счёт наличия в их составе пигмента (В). Кроме того, в клетках можно встретить пластиды, содержащие красный, оранжевый или жёлтый пигменты. Такие пластиды называют (Г). Список элементов: 1) хромопласт 2) хлорофилл 3) лейкопласт 4) фотосинтез 5) вакуоль 6) дыхание 7) хлоропласт 8) каротин.

Ответ: 7421

11. Установите соответствие между характеристиками и растениями, изображёнными на рисунках 1 и 2: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца. А) цветки одиночные с двойным околоцветником Б) имеет корневище В) цветки собраны в соцветия Г) листья сильно рассечённые Д) дуговое жилкование листьев.

12. Верны ли следующие суждения о бактериях? А. Бактерии питаются только автотрофно. Б. В бактериальной клетке отсутствует оформленное ядро. 1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения неверны.

13. Рассмотрите фотографию лысой кошки. Выберите характеристики, соответствующие внешнему виду животного, по следующему плану: окрас шерсти, форма ушей, форма головы, форма глаз.

14. Под каким номером на рисунке изображена эндокринная система человека?

15. При возбуждении симпатической нервной системы у человека 1) усиливается перистальтика кишечника 2) снижается артериальное давление 3) активно вырабатывается желудочный сок 4) ускоряется сердцебиение.

16. Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено сердце человека. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 1) полая вена 2) аорта 3) левое предсердие 4) полулунный клапан 5) правый желудочек 6) левый желудочек.

17. Что может стать причиной возникновения СПИДа? Выберите три верных ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 1) прокалывание ушей 2) укус слепня 3) пользование чужой зубной щёткой 4) массаж тела 5) переливание крови 6) приём пищи на улице.

18. Установите соответствие между структурами и отделами нервной системы, к которым они относятся: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца. А) черепно-мозговой нерв Б) нервный узел В) головной мозг Г) спинной мозг Д) спинномозговой нерв.

19. Выберите из приведённого ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания куницы. Список характеристик: 1) лазает по деревьям 2) продуцент 3) хищник 4) растительноядное животное 5) консумент второго и третьего порядка 6) насекомоядный зверь Запишите в таблицу номера выбранных характеристик.

20. Составьте пищевую цепь из четырёх организмов, в которую входит куница. В ответе запишите соответствующую последовательность букв, которыми обозначены организмы на схеме. Цепь начните с продуцента.

21. Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы дубравы. Как изменится численность дятлов и численность белок, если в течение трёх лет наблюдалось увеличение численности короедов? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения: 1) увеличится 2) уменьшится 3) не изменится Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

22. Рассмотрите рисунок с изображением насекомого. Укажите название данного представителя класса Насекомые. Назовите одно из значений данного животного в жизни человека.

23. Известно, что для развития плесневых грибов необходимы определённые условия. Максим решил поставить эксперимент. В одинаковые ёмкости он поместил по 20 г свежего белого хлеба и оставил на час в открытом виде. Затем он накрыл ёмкости воздухопроницаемыми крышками и убрал одну из них в холодильник, а другую в закрытый шкаф с комнатной температурой. Через несколько дней Максим обнаружил, что плесень появилась на хлебе в шкафу, а спустя ещё некоторое время – на хлебе, который был в холодильнике. Влияние какого фактора на развитие плесневых грибов проверял Максим? Сформулируйте вывод о влиянии этого условия на развитие плесневых грибов.

24. Используя содержание текста «Гомеостаз» и знания из школьного курса биологии, ответьте на следующие вопросы. 1. О каких гормонах упоминается в тексте? 2. Какие изменения могут произойти в организме, если у человека будет наблюдаться недостаточная секреция вазопрессина? 3. Объясните, почему при недостаточной секреции инсулина наблюдается повышенное мочевыделение.

25. Пользуясь схемой «Эволюционное древо приматов» и знаниями из школьного курса биологии, ответьте на вопросы и выполните задание. Эволюционное древо приматов 1. Сколько миллионов лет назад жил ближайший общий предок человека и гиббона? 2. Какой вид эволюционно наиболее близок к человеку? 3. Назовите два любых признака принадлежности указанных животных к отряду Приматы.

26. В воскресенье днём 15-летний Никита побывал в Историческом музее, а в обед посетил кафе быстрого питания. Никита заказал себе следующие блюда и напитки: рассольник, салат мясной, плов с курицей и сок яблочный. Используя данные таблиц 2, 3 и 4, выполните задания. 1) Рассчитайте рекомендуемую калорийность обеда, если Никита питается четыре раза в день. 2) Насколько выбранные Никитой блюда соответствуют обеду по содержанию углеводов (в %)? 3) Каково значение минеральных веществ в организме подростка? Назовите одно из таких значений.

Вариант БИ2590202

1. На рисунке изображены божьи коровки, проживающие в двух разных местах обитаниях. Какое ОБЩЕЕ свойство живых систем иллюстрирует данное изображение?

Ответ: изменчивость

2. Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца. А) печёночный сосальщик Б) подорожник большой В) туберкулёзная палочка Г) шампиньон королевский. 1) Растения 2) Животные 3) Бактерии 4) Грибы.

Ответ: 2134

3. Установите последовательность систематических таксонов, начиная с наименьшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр. 1) подтип Позвоночные 2) род Неясыть 3) тип Хордовые 4) семейство Совиные 5) класс Птицы.

Ответ: 24513

4. Изучите столбчатую диаграмму, отражающую динамику плотности популяций двух видов воробьёв в окрестностях заповедника «Брянский лес» (по оси x отложен период наблюдений (годы), а по оси y – плотность (особей / км2 )). Какие два из приведённых описаний характеризуют данную зависимость? Плотность популяции домового воробья 1) равномерно снижается на протяжении всего периода исследований 2) за период исследований увеличилась в 2 раза 3) максимальна в 1997–1999 годы 4) составила 100 особей / км2 в 2006–2008 году 5) меняется также как плотность популяции полевого воробья.

Ответ: 34

5. Установите последовательность процессов, происходящих осенью. Запишите цифры, которыми обозначены процессы, в правильной последовательности в таблицу. 1) опадение листьев 2) пожелтение листьев 3) уменьшение длины светового дня 4) прекращение питания листа 5) подготовка к зиме безлиственных побегов с почками.

Ответ: 34215

6. Как называется лабораторная посуда, изображённая на рисунке? 1) пробирка 3) чашка Петри 2) колба 4) спиртовка.

Ответ: 1

7. Известно, что Свёкла обыкновенная является овощным культурным растением, у которого в пищу используется корнеплод. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящихся к описанию данных признаков этого растения. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам. 1) Листья используются в медицине. 2) В корнеплоде содержатся питательные вещества. 3) Перекрёстное опыление насекомыми. 4) В результате селекции выведены разнообразные сорта культурной свёклы. 5) Плод – сжатая односемянка, при созревании срастающаяся с околоцветником. 6) Свёклу употребляют в виде салатов, винегретов, свекольников для улучшения пищеварения и работы кишечника.

Ответ: 246

8. В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбцов имеется взаимосвязь. Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице? 1) покровная ткань 3) проводящая ткань 2) запасающая ткань 4) образовательная ткань.

Ответ: 4

9. Какие особенности строения отличают земноводных от рыб? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 1) органы дыхания представлены лёгкими и кожей 2) имеется внутреннее и среднее ухо 3) головной мозг состоит из пяти отделов 4) имеется плавательный пузырь 5) сердце трёхкамерное 6) один круг кровообращения.

Ответ: 125

12. Верны ли следующие суждения о бактериях? А. В составе клеточной стенки бактерий имеется хитин. Б. Бактерии размножаются спорами. 1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения неверны.

14. Под каким номером на рисунке изображена выделительная система человека?

15. Искусственный иммунитет формируется у человека 1) во время внутриутробного развития от матери 2) при вакцинации 3) после перенесённого инфекционного заболевания 4) в процессе медикаментозного лечения.

16. На рисунке изображено строение сердца человека. Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 1) правый желудочек 2) лёгочный ствол 3) створчатый клапан 4) аорта 5) правое предсердие 6) левый желудочек.

17. Какой фактор может стать причиной возникновения СПИДа? Выберите три верных ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 1) нанесение татуировки 2) плавание в бассейне 3) прокалывание ушей 4) уход за больным СПИДом 5) незащищённые половые связи 6) обучение с учащимся – носителем вируса.

19. Выберите из приведённого ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания дуба. Список характеристик: 1) жизненная форма – кустарник 2) консумент первого порядка 3) вид-средообразователь 4) продуцент 5) редуцент 6) формирует микроклимат в сообществе.

20. Составьте пищевую цепь из четырёх организмов, в которую входит мышь. В ответе запишите соответствующую последовательность букв, которыми обозначены организмы на схеме. Цепь начните с продуцента.

21. Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы дубравы. Как изменится численность зябликов и численность ястребов, если в течение нескольких лет наблюдалось увеличение численности мышей? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения: 1) увеличится 2) уменьшится 3) не изменится Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

22. Рассмотрите рисунок с изображением моллюска. К какому классу его относят? Назовите одно из значений данного животного в жизни человека.

23. Итальянским естествоиспытателем Л. Спалланцани в середине XVIII в. был проведён следующий эксперимент. Он взял группу летучих мышей, часть из которых он ослепил, а вторую – контрольную – оставил зрячими. Всех мышей Л. Спалланцани выпустил в тёмную комнату и стал наблюдать. Оказалось, что ослеплённые мыши летали наравне со зрячими, не натыкаясь на препятствия. На какой вопрос об ориентации рукокрылых в темноте пытался ответить Спалланцани, проводя свой эксперимент? Какой вывод мог сделать естествоиспытатель по результатам своего эксперимента?

24. Используя содержание текста «Голосеменные и покрытосеменные растения», ответьте на следующие вопросы. 1. На каких шишках развиваются пыльцевые зёрна, а на каких – семязачатки? 2. Какие жизненные формы существуют у голосеменных, а какие – у покрытосеменных растений? 3. Какие важные признаки характеризуют покрытосеменные растения?

25. Пользуясь схемой «Эволюция Хордовых» и знаниями из школьного курса биологии, ответьте на вопросы и выполните задание. 1) Какой прогрессивный признак, указанный на схеме, является общим для тунца и саламандры? 2) В связи с чем (или для чего) в процессе эволюции возникло амниотическое яйцо? 3) Назовите два любых признака принадлежности указанных животных к типу Хордовые.

26. В пятницу пятиклассник Сергей посетил школьную столовую, где ему предложили на обед следующее меню: суп молочный с макаронными изделиями, мясной биточек с гарниром из отварного риса, кисель и кусок пшеничного хлеба. Используя данные таблиц 2 и 3, ответьте на следующие вопросы. 1) Какова энергетическая ценность школьного обеда? 2) Какое ещё количество белков должно быть в пищевом рационе Сергея в этот день, чтобы восполнить суточную потребность, если его возраст составляет 11 лет, а масса тела – 37 кг? 3) Каковы функции белков в организме человека? Назовите одну из функций.

Смотрите на сайте статград:

Оцените статью
ФИПИ ЕГЭ ОГЭ ВПР МЦКО олимпиады варианты и ответы