Диагностическая работа статград по русскому языку 11 класс в формате ЕГЭ 2026 года тренировочные варианты РЯ2510701 и РЯ2510702 задания с ответами и решением для подготовки к государственному экзамену ФИПИ дата проведения пробника у 11 классов 2 октября 2025. На выполнение диагностической работы по русскому языку даётся 45 минут. Работа включает в себя 16 заданий.
Все ответы и решения: скачать
2 октября 2025 статград по русскому языку 11 класс
Записывайте ответы на каждое задание в отведённом для этого месте. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый. При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями, справочниками по грамматике, орфографическими словарями, иными справочными материалами. Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.
Вариант РЯ2510701
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
Принято говорить, что в первом периоде своей деятельности Пушкин подражал европейским поэтам: Парни, Андре Шенье и другим, особенно Байрону. Да, без сомнения, поэты Европы имели великое влияние на развитие его гения, да и сохраняли влияние это во всю его жизнь. Тем не менее даже самые первые поэмы Пушкина были не одним <…> подражанием, так что и в них уже выразилась чрезвычайная самостоятельность его гения. В подражаниях никогда не появляется такой самостоятельности страдания и такой глубины самосознания, которые явил Пушкин, например, в «Цыганах» – поэме, которую я всецело отношу ещё к первому периоду его творческой деятельности.
Не говорю уже о творческой силе и о стремительности, которой не явилось бы столько, если б он только лишь подражал. В типе Алеко, герое поэмы «Цыгане», сказывается уже сильная и глубокая, совершенно русская мысль, выраженная потом в такой гармонической полноте в «Онегине», где почти тот же Алеко является уже не в фантастическом свете, а в осязаемо реальном и понятном виде. В Алеко Пушкин уже отыскал и гениально отметил того несчастного скитальца в родной земле, того исторического русского страдальца, столь исторически необходимо явившегося в оторванном от народа обществе нашем. Отыскал же он его, конечно, не у Байрона только. Тип этот верный и схвачен безошибочно, тип постоянный и надолго у нас, в нашей русской земле, поселившийся. Эти русские бездомные скитальцы продолжают и до сих пор своё скитальчество и ещё долго, кажется, не исчезнут. (Ф. М. Достоевский)
1. Самостоятельно подберите выделительно-ограничительную частицу, которая должна стоять на месте пропуска в первом (1) абзаце текста. Запишите эту частицу.
Ответ: лишь
2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов. 1) ВЕЛИКИЙ. Разг. Искусный, хорошо разбирающийся в каком-либо деле. Великий мастер пера. еликий 2) ПЕРВЫЙ. Самый ранний; происходящий раньше других. Первое впечатление. Первый посетитель. Первый рейс. 3) ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЙ. только полн. Специально для чего-нибудь назначенный. Чрезвычайная комиссия. Чрезвычайный съезд. 4) ЯВЛЯТЬСЯ. кем-чем. Быть, становиться кем-, чем-либо. Простуда является причиной болезни. Она являлась хозяйкой дома. 5) ТИП. Разряд, категория людей, объединённых общностью каких-либо внешних или внутренних черт; представители такой группы. Социальные типы. Определённый тип людей. Яркий тип.
Ответ: 25
3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста. Запишите номера ответов. 1) Текст представляет собой образец публицистики; цель автора – обращаясь к широкому кругу лиц, познакомить аудиторию с мотивами и образами первого периода творчества А. С. Пушкина и дать свою оценку этому периоду. 2) Композиция текста подчинена аргументации тезиса о самобытной природе раннего творчества Пушкина и соответствует жанровой структуре репортажа. 3) Наряду с книжной и высокой лексикой (явил, столь) в тексте используются общеупотребительные слова (поэты, подражал, конечно). 4) Для текста характерно употребление отвлечённых (абстрактных) существительных, образованных от имён прилагательных (самостоятельность, стремительности, полноте), а также использование сложноподчинённых предложений. 5) Выразительность текста обеспечивается в том числе использованием эпитетов («глубокая мысль», «гармонической полноте») и гиперболы (тип схвачен безошибочно; долго, кажется, не исчезнут).
Ответ: 134
Прочитайте текст и выполните задания 4–6.
Статья 1. Основные начала семейного законодательства 1. Семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства. Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьёй всех её членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав. 2. Признаётся брак, заключённый только в органах записи актов гражданского состояния. 3. Регулирование семейных отношений осуществляется
<…> принципами добровольности брака мужчины и женщины, равенства прав супругов в семье, разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию, приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи. 4. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан при вступлении в брак и в семейных отношениях по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Права граждан в семье могут быть ограничены только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других членов семьи и иных граждан. (Семейный кодекс Российской Федерации)
4. Самостоятельно подберите производный составной предлог, который должен стоять на месте пропуска в третьем (3) абзаце текста. Запишите этот предлог.
Ответ: в соответствии с
5. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов. 1) ИСХОДИТЬ. из чего. Брать что-либо за основу; основываться на чёмлибо. Исходить из положения, из посылки. Исходить из собственного опыта. 2) ЧУВСТВО. Способность к особому восприятию произведений искусства. Эстетическое, музыкальное чувство. 3) ОРГАН. чего. Орудие, средство. Печать – мощный орган просвещения. Наука – орган самопознания. 4) ВОПРОС. Дело, обстоятельство, касающееся кого-, чего-либо, зависящее от кого-, чего-либо. Обратиться по личному вопросу. Вопрос чести и достоинства граждан. 5) ЗАКОННЫЙ. Основанный на законе, признаваемый, предписанный законом. Законный наследник. Законные финансовые операции.
Ответ: 145
6. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста. Запишите номера ответов. 1) Текст написан в официально-деловом стиле: он обслуживает деятельность государственных учреждений, характеризуется точностью и стандартизированностью формулировок. 2) Структура текста, фиксирующего юридические нормы семейного права, соответствует жанру инструкции. 3) В тексте в соответствии с нормами стиля отсутствует эмоциональноокрашенная лексика, при этом одни и те же ключевые слова (семья, брак, граждане) неоднократно повторяются в прямом значении без замены синонимами. 4) Для языка текста характерно употребление глаголов в форме настоящего времени (находятся, исходит и др.), а также использование цепочек имён существительных в форме родительного падежа («исходит из необходимости укрепления семьи», «формы ограничения прав граждан»). 5) Выразительность текста обеспечивается использованием эпитетов («взаимной любви», «внутрисемейных вопросов») и синтаксического параллелизма («принципами добровольности брака мужчины и женщины, равенства прав супругов в семье, разрешения… вопросов»).
Ответ: 134
7. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.
1) лОктей
2) нЕдуг
3) обнЯлась
4) дОнизу
5) ободрИт
Ответ: 45
8. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.
1) зАняли
2) катАлог
3) кОнусов
4) новостЕй
5) кровотОчить
Ответ: 134
9. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка. Мы преподавали арифметику, географию, русскую грамматику НЕУДАЧЛИВЫМ школьникам, получавшим единицы да двойки. Современные НАБЛЮДАТЕЛЬСКИЕ средства (космический телескоп Хаббла, крупнейшие наземные телескопы с системами компенсации атмосферных искажений) позволяют увидеть движущийся вблизи ядер многих галактик газ. НАЛИЧИЕ посредника между производителями и потребителями позволяет снимать противоречия между ними, координировать их усилия. Вентиляторы выключили для ЭКОНОМИИ электроэнергии. Непреодолимое любопытство ПОБУЖДАЛО меня идти на риск и принимать вызов.
10. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка. Он ОТРАСТИЛ себе бороду и усы, не выходил по три месяца из кабинета, бóльшую часть приказаний отдавал письменно. Первая ПОПУЛЯРНАЯ книга по естественным наукам была написана Галилеем на итальянском языке. Летние экспедиции ПРЕДОСТАВЛЯЮТ возможность непосредственного общения с учёными-биологами. Техническое совершенство, многообразие форм, виртуозность росписи и богатство декора не могли ПОПОЛНИТЬ отсутствие художественной мысли в массовой продукции мануфактуры. ЗАЧИНЩИК драки понимал, что надо во всём признаться, чтобы не подвести товарищей.
11. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка и сохраняя смысл высказывания. При изучении иностранного языка на каждом из уровней необходимо предпринимать старание для того, чтобы выработать и закрепить правильное произношение.
12. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово. В театральном фойе между тем вовсю разгорелась бурная дискуссионная полемика между любителями классического джаза и сторонниками джаза авангардного.
13. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. несколько АБЗАЦЕВ он ПОДСКОЛЬЗНУЛСЯ более ЗВОНКО около ПОЛУТОРАСТА метров весенние МЕСЯЦЫ.
14. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. в ПОЛУМЕТРЕ от дороги к ЧЕТЫРЁМСТА ученикам отряд ПАРТИЗАН густые СОУСЫ справились благодаря ЕЙ.
15. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого списка подберите соответствующую позицию из второго списка. А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом Б) ошибка в построении предложения с однородными членами В) неправильное употребление предложной (предложно-падежной) формы управляемого слова Г) неправильное построение сложноподчинённого предложения Д) нарушение связи между подлежащим и сказуемым.
Вариант РЯ2510702
Определившись с цельнооформленностью и раздельнооформленностью – базовым структурным признаком противопоставления сло́ ва и фразеологизма, мы встретимся с ещё бóльшими трудностями. Возьмём для примера маленький список раздельнооформленных воспроизводимых единиц, чтобы убедиться в их качественной неоднородности: железная дорога, Министерство иностранных дел, важная шишка, оказать помощь, чаша терпения, ворона в павлиньих перьях. Возникает вопрос, с каких позиций подходить к данным устойчивым сочетаниям слов, куда и на каком основании их зачислять. В широком смысле все эти сочетания, <…> их неоднородность, хранятся в памяти говорящих в готовом виде и воспроизводимы. На этом основании приверженцы широкого подхода к фразеологии считают все эти сочетания фразеологизмами.
Однако с чисто теоретических позиций концепция воспроизводимости зиждется на той аксиоме, что центральной единицей языка является слово. Между тем в современной лингвистике существует и другой подход к языку: для говорящего субъекта в качестве первичной единицы актуально не слово, а коммуникативный фрагмент – блок, хранящийся в памяти носителей языка и воспроизводимый ими в готовом виде. Б. М. Гаспаров пишет об этом так: «В опыте говорящего субъекта каждая словоформа оказывается… растворённой в своей собственной, только ей свойственной среде потенциальных употреблений» (Гаспаров Б. М. Язык, память, образ. Лингвистика языкового существования. – М., 1996. С.86).
И далее: «Объём и контуры этого поля подвижны и открыты, так как чем большее число выражений отложилось в памяти говорящего, тем шире расходятся от них круги потенциальных выражений, рождающихся по аналогии с уже известными». Естественно, что с этой позиции разговор о фразеологизмах и устойчивых сочетаниях вообще не существенен, однако для нас здесь важно, что каждый говорящий субъект обладает в некоторой степени своим набором раздельнооформленных воспроизводимых единиц и граница фразеологизма оказывается размытой. (По Ф. Б. Альбрехту)
1. Самостоятельно подберите производный предлог, который должен стоять на месте пропуска во втором (2) абзаце текста. Запишите этот предлог.
Ответ: несмотря на
2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов. 1) КАЧЕСТВЕННЫЙ. разг. Обладающий хорошим, высоким качеством. Качественные ткани. Качественные товары. 2) ПОЗИЦИЯ. Точка зрения, принцип, положенные в основу поведения, действий кого-, чего-либо. Отстаивать свою позицию. Изложить свою позицию. 3) ГОТОВЫЙ. Заранее обдуманный, сложившийся (о мыслях, фразах). Изложить готовый план действий. Готовые понятия. 4) СРЕДА. Социально-бытовая обстановка, условия, в которых протекает жизнь и деятельность человека. Социальная, общественная среда. Рабочая, военная среда. 5) ЕДИНИЦА. Лишь некоторые, очень немногие лица. Танцевать, как Нижинский, способны лишь единицы. Лишь единицы способны на самопожертвование.
Ответ: 23
3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста. Запишите номера ответов. 1) Текст характеризуется типичной для научной речи точностью формулировок, цель автора – с помощью системы научной аргументации указать специалистам на уязвимость одной из точек зрения на фразеологизмы. 2) Структура и содержание текста, в котором опровергается распространённая точка зрения, соответствуют жанру очерка. 3) Для языка текста характерно употребление стилистически нейтральной лексики (убедиться, существует, хранящийся и др.), а также использование терминов (цельнооформленностью, воспроизводимости, аксиоме). 4) В тексте используются простые распространённые, сложноподчинённые и сложносочинённые предложения. 5) Выразительность текста обеспечивается в том числе использованием слов и сочетаний, с помощью которых возникает антитеза (однако, основании, между тем, в некоторой степени).
Ответ: 13
Прочитайте текст и выполните задания 4–6
Хозяйка. Садитесь к столу, пожалуйста, выпейте кофе, пожалуйста. Как вас зовут, сынок? Юноша. Медведь. Хозяйка. Как вы говорите? Юноша. Медведь. Хозяйка. Какое неподходящее прозвище! Юноша. Это вовсе не прозвище. Я и в самом деле медведь. Хозяйка. Нет, что вы… Почему? Вы двигаетесь так ловко, говорите так мягко. Юноша. Видите ли, меня семь лет назад превратил в человека ваш муж. И сделал он это прекрасно. Он у вас великолепный волшебник. У него золотые руки, хозяйка. Хозяин. Спасибо, сынок! (Пожимает Медведю руку.) Хозяйка. Это правда? Хозяин. Так ведь это когда было! Дорогая! Семь лет назад! Хозяйка. А почему ты мне сразу не признался в этом? Хозяин. Забыл! Просто-напросто забыл, и всё тут! Шёл, понимаешь, по лесу, вижу: молодой медведь.
Подросток ещё. Голова лобастая, глаза умные. Разговорились мы, слово за слово, понравился он мне. Сорвал я ореховую веточку, сделал из неё волшебную палочку – раз, два, три – и этого… Ну чего тут сердиться? Погода была хорошая, небо ясное… Хозяйка. Замолчи! Безобразие: для собственной забавы мучают животных! Слона заставляют танцевать в кисейной юбочке, соловья сажают в клетку, тигра учат качаться на качелях. Тебе трудно, сынок? Медведь. Да, хозяйка! Быть настоящим человеком очень нелегко. Хозяйка. Бедный мальчик! (Мужу.) Чего ты хохочешь, бессердечный? Хозяин. Радуюсь! Любуюсь на <…> работу. Человек из мёртвого камня сделает статую – и гордится потом: работа удалась. А поди-ка из живого сделай ещё более живое. Вот это работа! (По Е. Л. Шварцу)
4. Самостоятельно подберите притяжательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в последнем абзаце текста. Запишите это местоимение.
Ответ: мою
5. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов. 1) ПРИЗНАТЬСЯ. вводн. Говоря откровенно, если сказать правду. Признаться, этого я не ожидал. Признаюсь, я не читал этой книги. еликий 2) МОЛОДОЙ. полн. ф. Недавнего приготовления. М. сыр. 3) ЯСНЫЙ. Хорошо воспринимаемый, понимаемый. Ясные очертания гор. Я. звук. Вопрос ясен. 4) НАСТОЯЩИЙ. Действительно такой, какой должен быть; представляющий собой лучший образец, идеал чего-нибудь. Он настоящий поэт. 5) РАБОТА. Продукт труда, готовое изделие. Сдать работу в срок. Выставка работ художника. Печатные работы.
Ответ: 45
6. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов. 1) Текст относится к публицистическому стилю; цель автора – получить ответы интервьюируемых лиц на актуальный вопрос о том, трудно ли быть «настоящим человеком». 2) Текст представляет собой стилизованный диалог с установкой на естественное, неподготовленное общение, в котором проявляется характер отношений между собеседниками. 3) Употребление речевых штампов (золотые руки, слово за слово) и фразеологизмов (великолепный волшебник, ореховую веточку, в кисейной юбочке) в ситуации неформального общения отражает высокую степень автоматизированности разговорной речи. 4) Синтаксис текста характеризуется наличием бессоюзных сложных и сложноподчинённых предложений. 5) Эмоциональность и выразительность текста достигаются благодаря использованию инверсии (меня семь лет назад превратил в человека ваш муж) и эпитетов («голова лобастая», «глаза умные»).
Ответ: 25
7. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов. 1) сОгнутый 2) нанЯвшийся 3) кУхонный 4) сливОвый 5) довЕрху.
8. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов. 1) обострЁнный 2) оптОвый 3) воспрИнять 4) зАгнутый 5) прИнята.
9. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка. Отец обладал несгибаемой волей, ПРАКТИЧНЫМ, расчётливым умом, демонстрировал беспредельную преданность профессии. Величина ЭКОНОМИЧЕСКОГО ущерба, причиняемого вредителями сельского хозяйства, ежегодно составляет около 20 % всего мирового урожая. Перед ДЛИТЕЛЬНЫМ хранением велосипед следует разобрать, промыть в керосине все хромированные детали. В орган местного самоуправления необходимо отнести документы, подтверждающие право на улучшение ЖИЛЫХ условий. В пещере учёные-спелеологи наблюдали за ЕДИНИЧНЫМИ особями летучих мышей, а на глубине более 200 метров обнаружили лжескорпионов.
10. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка. Однажды Фёдору Ивановичу Шаляпину прислали футляр с ЦАРСКИМ подарком – золотыми часами. Чехов, несомненно, видел НЕУДАЧНОЕ выступление Козельского в «Гамлете» и осудил его за «шипение» на сцене. БЕЗОТВЕТНАЯ любовь – это небо без земли, космический полёт без стремления вернуться домой. Маятник УКЛОНИЛСЯ на 22 миллиметра, что отвечает передвижению частиц земли на 1,5 миллиметра. Лишь ПРАЗДНЫМ людям снятся диковинные сны, и мучат их сладкие, загадочные или тревожные предчувствия.
11. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного литературного русского языка и сохраняя смысл высказывания. В марте текущего года в поле внимания службы безопасности попал спортивный репортёр из Дании, который интересовался условиями контракта клуба с ведущими игроками.
12. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово. На вернисаже Мария познакомилась со жгучим темноволосым брюнетом – художником Чапловым, автором некоторых из представленных работ.
13. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. НАЛАЖИВАЕТ оборудование нет СВЕЧЕЙ им ДВИЖЕТ зависть с СЕМИСТАМИ рублями пачка МАКАРОН.
14. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. речь менее БЫСТРА килограмм МАНДАРИН дожить до ДЕВЯНОСТА лет мотор ЗАГЛОХ до ПОЛУНОЧИ.
Смотрите на сайте статград:

