Тренировочная работа статград по биологии 11 класс в формате ЕГЭ 2026 года тренировочные варианты БИ2510101, БИ2510102, БИ2510103, БИ2510104 задания с ответами и решением для подготовки к государственному экзамену ФИПИ дата проведения пробника у 11 классов 13 октября 2025. Каждый вариант пробного экзамена состоит из двух частей, включающих в себя 28 заданий. Часть 1 содержит 21 задание с кратким ответом. Часть 2 содержит 7 заданий с развёрнутым ответом.
Все ответы и решения: скачать
13 октября 2025 статград по биологии 11 класс
На выполнение тренировочной работы по биологии отводится 3 часа 55 минут (235 минут). Ответом к заданиям части 1 (1–21) является последовательность цифр, число или слово (словосочетание). Ответ запишите в поле ответа в тексте работы без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Задания части 2 (22–28) требуют полного ответа (дать объяснение, описание или обоснование; высказать и аргументировать собственное мнение). На чистом листе укажите номер задания и запишите его полное решение.
Все записи следует делать яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой или капиллярной ручки. При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Вариант БИ2510103
1. Рассмотрите таблицу «Биология – комплексная наука». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком. бактерии, простейшие, одноклеточные грибы.
Ответ: микробиология
2. Экспериментатор внёс фермент лактазу в среду с молоком, поместил в термостат с температурой 30 Со и решил через 30 минут измерить содержание веществ в среде. Как при этом изменится количество аминокислот и моносахаридов в среде? Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения: 1) увеличится 2) уменьшится 3) не изменится Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.
Ответ: 31
3. В клетке листа гороха содержится 14 хромосом. Сколько хромосом содержит клетка семядоли гороха? В ответе запишите только соответствующее число.
Ответ: 14
4. Какова вероятность (в долях) появления в потомстве особей с промежуточным фенотипом при самоопылении гетерозиготного растения при неполном доминировании? Ответ запишите в виде числа.
Ответ: 0,5
5. Каким номером на рисунке обозначена мембрана клетки?
Ответ: 9
6. Установите соответствие между характеристиками и структурами бактериальной клетки, обозначенными на рисунке цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. А) передаётся при конъюгации Б) состоит из РНК и белков В) внеклеточная структура Г) осуществляет трансляцию Д) может содержать гены устойчивости к антибиотикам Е) служит для перемещения в пространстве.
Ответ: 213123
7. Выберите три верных ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Комбинативная изменчивость 1) носит индивидуальный характер 2) изменяется в пределах нормы реакции 3) повышает генетическое многообразие в популяции 4) создаёт новые аллели 5) происходит под воздействием факторов окружающей среды 6) основана на перекомбинации хромосом в мейозе.
Ответ: 136
8. Установите последовательность процессов, происходящих при митозе. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр. 1) движение хромосом к экватору клетки 2) формирование дочерних ядер 3) присоединение нитей веретена деления к центромерам хромосом 4) разрушение ядерной оболочки 5) расхождение сестринских хроматид к полюсам клетки.
Ответ: 43152
9. Под каким номером на схеме жизненного цикла паразита обозначена циста?
Ответ: 8
10. Установите соответствие между характеристиками и хозяевами паразита, обозначенными на схеме цифрами 1, 2: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию. А) заражается при употреблении травы Б) является промежуточным хозяином В) обитает в воде Г) содержит половозрелую стадию Д) выводит во внешнюю среду яйца паразита Е) относится к беспозвоночным животным.
Ответ: 122112
11. Выберите три верных ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Для мхов в отличие от плаунов характерно 1) преобладание гаметофита в жизненном цикле 2) развитие листостебельного растения из споры 3) наличие проводящих тканей 4) зависимость от воды в размножении 5) всасывание воды через корни 6) наличие протонемы в жизненном цикле.
Ответ: 126
12. Установите последовательность систематических групп организмов, начиная с самого высокого ранга. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр. 1) Цветковые 2) Колокольчик 3) Двудольные 4) Колокольчик остролистный 5) Растения 6) Астроцветные.
Ответ: 513624
13. Каким номером на рисунке обозначено актиновое волокно?
Ответ: 7
14. Установите соответствие между характеристиками и структурами, обозначенными на рисунке цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. А) является многоядерной клеткой Б) содержит остеоциты В) выполняет кроветворную функцию Г) имеет поперечную исчерченность Д) обладает свойством возбудимости Е) является примером волокнистой соединительной ткани.
Ответ: 311332
15. Выберите три верных ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Элементами осевого скелета человека являются 1) ключица 2) грудина 3) крестец 4) затылочная кость 5) лобковая кость 6) лучевая кость.
16. Установите последовательность этапов обмена белков в организме человека. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр. 1) перемещение мономеров белков по воротной вене печени 2) гидролиз белков в желудочно-кишечном тракте 3) отщепление аминогруппы в гепатоцитах печени 4) всасывание аминокислот в кровь 5) формирование пищевого комка.
17. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых описаны особенности образа жизни неандертальцев. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. (1)Неандертальцы обитали в условиях прохладного климата. (2)В связи с этим они научились использовать различные вещества и предметы для извлечения огня. (3)Умение обрабатывать камни позволяло им создавать примитивные орудия труда. (4)У них возникают полноценная членораздельная речь и зачатки письменности. (5)Питались неандертальцы исключительно растительной пищей. (6)Выращивание сельскохозяйственных культур обеспечило переход неандертальцев к оседлому существованию.
18. Выберите три верных ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие факторы среды относят к абиотическим? 1) рыхление почвы червями 2) забота о потомстве 3) температура водоёма 4) кислотность почвы 5) комменсализм 6) высота прилива.
19. Установите соответствие между открытиями и учёными: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. А) создание бинарной номенклатуры Б) определение естественного отбора в качестве движущей силы эволюции В) создание системы соподчинённых таксонов Г) разделение изменчивости на определённую и неопределённую Д) закон о наследовании благоприобретённых признаков Е) расположение организмов в восходящем порядке согласно принципу градации 1) К. Линней 2) Ж.Б. Ламарк 3) Ч. Дарвин.
20. Проанализируйте таблицу «Способы видообразования». Заполните пустые ячейки таблицы, используя элементы, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий элемент из предложенного списка. Список элементов 1) появление полиплоидных лягушек 2) филетическое 3) наличие разных экологических условий 4) существование нескольких видов галапагосских вьюрков 5) гибридогенное 6) формирование географических барьеров 7) появление сливы при скрещивании тёрна и алычи 8) индуцированный мутагенез.
21. Проанализируйте таблицу «Данные о вакцинации против заболевания Х в ряде стран с наибольшим уровнем заболеваемости». Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных. Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения. 1) Наименьшая доля численности вакцинированных обнаруживается в Российской Федерации. 2) Для стран с холодным климатом данное заболевание не опасно, поэтому доля вакцинированных не столь существенна. 3) Доля сомневающихся в эффективности прививок в Великобритании – 30,9 % от общего населения. 4) КНР и Индия – страны с самым большим населением. 5) Население КНР превышает 1 млрд человек.
22. Сформулируйте нулевую гипотезу* для данного исследования. Почему результаты эксперимента были бы недостоверными, если бы учёный использовал по одному растению в каждой группе? * Нулевая гипотеза – принимаемое по умолчанию предположение, что не существует связи между двумя наблюдаемыми событиями, феноменами.
23. Эксперимент показал, что наибольший рост побегов демонстрировали растения, которые поливали водой с добавлением стимулятора роста корней. Как можно объяснить данный результат? Ответ поясните.
24. Назовите структуры стебля, обозначенные на рисунке цифрами 1 и 2. Какие функции они выполняют? К какому классу относится растение, поперечный срез которого изображён на рисунке. Ответ поясните.
25. Аптечный тест на беременность основан на распознавании в моче хорионического гонадотропного гормона (ХГЧ). Ориентируясь на название гормона, ответьте на два вопроса. В какой момент после зачатия уровень ХГЧ начнёт возрастать? Ответ поясните. На какой орган женщины воздействует данный гормон? Предположите, можно ли с помощью количественной оценки ХГЧ подтвердить беременность дизиготными близнецами. Дайте аргументированный ответ.
26. Назовите среду обитания ленточных червей. Какое значение в этой среде имеют такие особенности ленточных червей как микротрихии (микроскопические выросты кожного покрова), гермафродитная половая система и присоски на голове? Какой путь эволюции иллюстрирует утрата пищеварительной системы у ленточных червей?
27. Известно, что комплементарные цепи нуклеиновых кислот антипараллельны (5′ концу в одной цепи соответствует 3′ конец другой цепи). Синтез нуклеиновых кислот начинается с 5′ конца. Рибосома движется по иРНК в направлении от 5′ к 3′ концу. Молекулы тРНК, несущие соответствующие антикодоны, входят в рибосому в следующем порядке (антикодоны указаны в направлении от 5’ к 3’ концу): ЦАГ, ГАУ, УАЦ, ГЦУ, ГУА Определите последовательность смысловой и транскрибируемой цепей ДНК, иРНК и аминокислот в молекуле синтезируемого фрагмента белка. Ответ поясните. Для решения задания используйте таблицу генетического кода. При написании последовательностей нуклеиновых кислот указывайте направление цепи.
28. У дрозофилы гетерогаметным полом является мужской. При скрещивании самок с красно-коричневыми глазами и нормальными крыльями и самцов, имеющих алые глаза и обрезанные крылья, всё потомство оказалось единообразным по признакам цвета глаз и формы крыльев. При скрещивании самки с алыми глазами и обрезанными крыльями и самца с красно-коричневыми глазами и нормальными крыльями в потомстве самки имели красно-коричневые глаза и нормальные крылья, а самцы – красно-коричневые глаза и обрезанные крылья. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы, фенотипы и пол всех родителей и потомков. Поясните фенотипическое расщепление во втором скрещивании.
Вариант БИ2510104
1. Рассмотрите таблицу «Биология – комплексная наука». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Ответ: палеонтология
2. Учёный изучал воздействие приносимых с полей органических удобрений на экосистему озера. Как при этом изменятся количество одноклеточных водорослей и смертность рыб в озере? Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения: 1) увеличится 2) уменьшится 3) не изменится Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.
Ответ: 11
3. В экосистеме степи степной орёл является консументом второго порядка. Используя правило 10 %, рассчитайте количество энергии, перешедшее на уровень степного орла, если первичная годовая продукция экосистемы составила 320 000 кДж. В ответе запишите только соответствующее число.
Ответ: 3200
4. Какое соотношение генотипов получится у потомков при скрещивании двух гетерозиготных растений? Ответ запишите в виде последовательности чисел.
Ответ: 121
5. Каким номером на рисунке обозначен геном митохондрии?
Ответ: 5
6. Установите соответствие между характеристиками и структурами, обозначенными на рисунке цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. А) содержит запасные включения Б) отделяет содержимое митохондрии от цитоплазмы В) содержит АТФ-синтетазу Г) является местом протекания реакций цикла Кребса Д) обеспечивает транспорт электронов Е) участвует в создании градиента ионов водорода.
Ответ: 312322
7. Выберите три верных ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Мутационная изменчивость, в отличие от комбинативной 1) создаёт новые аллели генов 2) повышает генетическое разнообразие популяций 3) бывает генной, хромосомной и геномной 4) является случайным изменением генетического материала клетки 5) проявляется у большого количества особей одновременно 6) обусловлена взаимным расположением хромосом в метафазе мейоза.
Ответ: 134
8. Установите последовательность стадий жизненного цикла организма, имеющего цикл со спорической редукцией, начиная со слияния гамет. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр. 1) развитие спорофита 2) образование гамет митозом 3) формирование спор мейозом 4) развитие гаметофита 5) образование зиготы.
Ответ: 51342
9. Под каким номером на рисунке обозначен организм, тело которого покрыто мантией?
Ответ: 5
10. Установите соответствие между характеристиками и животными, изображёнными на рисунках 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. А) наличие стрекательных клеток Б) кожно-мускульный мешок В) трахейное дыхание Г) незамкнутая кровеносная система Д) студенистая мезоглея Е) лестничная нервная система.
Ответ: 312231
11. Выберите три верных ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Сухими многосемянными плодами являются 1) коробочка 2) боб 3) зерновка 4) костянка 5) стручок 6) семянка.
Ответ: 125
12. Установите последовательность систематических организмов, начиная с самого низкого ранга. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр. 1) Протеецветные 2) Покрытосеменные 3) Двудольные 4) Эукариоты 5) Лотос орехоносный 6) Лотосовые.
Ответ: 561324
13. Каким номером на рисунке обозначен створчатый клапан?
Ответ: 8
14. Установите соответствие между характеристиками и участками кровеносного русла, обозначенными на рисунке цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. А) имеет ответвление – сонную артерию Б) впадает в правое предсердие В) ограничен миокардом Г) содержит богатую оксигемоглобином кровь Д) проводит кровь в лёгочный ствол Е) несёт кровь от брюшных органов.
15. Выберите три верных ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие железы из перечисленных являются экзокринными? 1) слёзные 2) эпифиз 3) сальные 4) щитовидная 5) молочные 6) зобная.
16. Установите последовательность движения воздуха в процессе выдоха. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр. 1) бронхиальное дерево 2) гортань 3) ноздри 4) носовые ходы 5) альвеолы 6) трахея.
17. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны примеры гомологичных структур животных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. (1)В результате дивергенции видов однотипные структуры тела животных могут приобретать разное строение и функции. (2)Так, у птиц роговые структуры кожи преобразовались в перья, а у млекопитающих – в волосы. (3)Также схожую структуру имеют раковины моллюсков и саркодовых простейших. (4)Антенны ракообразных и усики насекомых, несмотря на отличия в строении, выполняют одну и ту же функцию – осязание. (5)Глаза головоногих моллюсков и позвоночных животных имеют схожее строение, но развиваются из разных эмбриональных зачатков. (6)А ласты моржей и китообразных схожи по всем параметрам: общее происхождение, одинаковая функция и идентичная морфология.
18. Выберите три верных ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Сапротрофами в природных сообществах являются 1) гнилостные бактерии 2) дрожжи 3) цианобактерии 4) паразитические растения 5) плесневые грибы 6) животные-детритофаги.
19. Установите соответствие между адаптациями растений и абиотическими факторами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца А) суккулентный облик Б) расположение устьиц в складках листа В) преобладание ненасыщенных жирных кислот в клеточных мембранах Г) антифризные вещества в клеточном соке Д) преобразование листьев в колючки Е) глубокая корневая система.
20. Рассмотрите организмы, которые образуют пищевую цепь «растение-тлямуравей». Заполните пустые ячейки таблицы, используя элементы, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий элемент из предложенного списка. Список элементов 1) консумент I порядка 2) паразитизм 3) защита от хищников 4) мутуализм 5) сокращение пищевых ресурсов 6) консумент II порядка 7) конкуренция 8) консумент III порядка.
21. Проанализируйте таблицу «Содержание антигенов в различных вакцинах для профилактики клещевого энцефалита». Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных. Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения. 1) Вакцины используются в концентрациях от 0,3 до 3 мкг/мл. 2) Вакцины, имеющие более высокое содержание антигена, более эффективны. 3) Самое низкое количество антигена может быть обнаружено в вакцине 1. 4) Вакцины с дозой 0,25 мл применяются для ревакцинации после вакцин с дозой 0,5 мл. 5) В вакцине 2 концентрация антигена может достигать 6 мкг/мл.
22. Сформулируйте нулевую гипотезу* для данного исследования. Почему результаты были бы недостоверными, если бы учёный использовал по одному растению для каждой длины волны? * Нулевая гипотеза – принимаемое по умолчанию предположение, что не существует связи между двумя наблюдаемыми событиями, феноменами.
23. Предположите, какой результат получил исследователь. Объясните, почему получилось именно так. Свет каких двух цветов наиболее предпочтителен для выращивания растений? Ответ поясните.
24. Как называются структуры, изображённые на рисунке? Какую функцию они выполняют? Для животных какого класса они характерны? Предположите у каких животных, дневных или ночных, эти структуры развиты в наибольшей степени. Ответ поясните.
25. Почему у куриц, выращенных на птицефабриках кости менее прочные, чем у диких? Какие вещества и каким образом обеспечивают прочность костей у животных? Почему у куриц-несушек кости тоньше и легче, чем у мясных пород кур? Дайте аргументированный ответ.
26. Гусеничный гриб (Cordyceps militaris) развивается на насекомых, особенно часто на личинках бабочек и мотыльков. Гриб выделяет вещества, которые влияют на поведение гусениц, заставляя их переедать. Когда насекомое окукливается, гриб начинает формировать плодовые тела. Какие отношения возникают между гусеницей и грибом? С какой целью гриб провоцирует гусеницу к перееданию? Назовите две причины и объясните значение для гриба каждой из них.
27. Известно, что комплементарные цепи нуклеиновых кислот антипараллельны (5’ концу одной цепи соответствует 3’ конец другой цепи). Синтез нуклеиновых кислот начинается с 5’ конца. Рибосома движется по иРНК в направлении от 5’ к 3’ концу. Ген имеет кодирующую и некодирующую области. Кодирующая область гена, включающая старт-кодон и стоп-кодон, называется открытой рамкой считывания. Старт-кодон соответствует триплету, кодирующему аминокислоту мет. Фрагмент бактериального гена, содержащий полную открытую рамку считывания, имеет следующую последовательность нуклеотидов: 5’-ГАТГАЦГГАЦТЦЦАТАЦГАТААГТАЦА-3’ 3’-ЦТАЦТГЦЦТГАГГТАТГЦТАТТЦАТГТ-5’ Определите траскрибируемую цепь ДНК. Ответ поясните. Запишите открытую рамку считывания на иРНК и последовательность аминокислот в полипептидной цепи. Для выполнения задания используйте таблицу генетического кода. При написании последовательностей нуклеиновых кислот указывайте направление цепи.
28. На X- и Y-хромосомах человека существуют псевдоаутосомные участки, содержащие аллели одного гена, между которыми может происходить кроссинговер. Один из таких генов вызывает скелетную дисплазию. Женщина с нормальным развитием скелета и дальтонизмом вышла замуж за гетерозиготного мужчину со скелетной дисплазией. Его мать была гомозиготна по аллелю нормального развития скелета. Родившаяся в этом браке дочь со скелетной дисплазией вышла замуж за здорового мужчину. Определите генотипы родителей и генотипы, фенотипы, пол возможного потомства. Возможно ли рождение во втором браке ребёнка дальтоника с нормальным развитием скелета? Ответ поясните.
Смотрите на сайте статград:

