Сочинение-рассуждение по тексту Искандера на тему в чём проявляется сила духа человека? Для 13.3 задания ОГЭ по русскому языку 9 класс. Дайте определение выражению сила духа и прокомментируйте его, ответив на вопрос, сформулированный в теме сочинения. Сочинение содержит: пример, аргументы, вывод и определение.
Сочинение-рассуждение
Сила духа – это внутренняя сила человека, не позволяющая ему сдаваться. В первую очередь она проявляется в умении преодолеть свой страх. Для доказательства этого мнения обращусь к конкретным примерам из художественной литературы.
В предложенном для анализа тексте Ф.А. Искандера рассказывается история мальчика, который совсем недавно научился плавать. Однако в какой-то момент он потерял бдительность и захлебнулся, поняв, что идёт ко дну. Казалось бы, после такого случая уже никогда не захочешь снова идти в воду. Сложно забыть, как у тебя однажды «язык отнимался от страха» (предложение 35). Но встреча с «необычным взрослым» помогла мальчику преодолеть свой страх: «Я встал и, шатаясь, пошёл к морю, легко доплыл до своего островка и легко поплыл обратно» (предложение 51). В этой ситуации герой Ф.А. Искандера, безусловно, проявил силу духа: он не собирался сдаваться из-за одной неудачи.
Нельзя не вспомнить и поэму А.Т. Твардовского «Василий Тёркин», заглавный герой которой переплыл ледяную реку, чтобы помочь товарищам, оставшимся на противоположном берегу. Этот самоотверженный воин как будто совсем не чувствовал никакого страха: он рисковал жизнью, но при этом даже не сомневался в правильности своих действий. Василий Тёркин обладал той самой внутренней силой, которая помогает людям преодолевать любые трудности.
Таким образом, сила духа проявляется в способности человека бросать себе вызов, переступая через собственные страхи.
2 пример сочинения для 9 класса
Что такое сила духа? Попробуем над этим поразмышлять. На мой взгляд, сила духа это способность человека не поддаваться страху в минуты опасности, проявляя мужество, храбрость. Это одно из главных качеств, делающих человека сильным не физически, а морально. Данное качество проявляется в смелости, решительных поступках, уверенности в своих силах, умении отстаивать свои взгляды и убеждения.
Чтобы доказать справедливость моего суждения, хочу обратиться к прочитанному тексту. Автор рассказывает о событии, которое произошло с ним летом, когда он учился плавать. Герой плыл “до скалы и обратно”, пока на третий заплыв, он не понял, что начал тонуть. Парень, находившейся на соседней скале, заметил мальчика и спас его. Герой решил действовать необычно. Когда его спросили о том, будет ли он ещё плавать на такие большие расстояния, он легко доплыл до острова и вернулся обратно. Море возвращало ему силы. Так, благодаря силе духа человек может преодолеть страх, показать свою силу. Сила духа необходима как в повседневной жизни, так и на фронте.
В качестве второго аргумента, доказывающего моё мнение о том, что такое сила и духа, хочу обратиться к произведению М. А. Шолохова “Судьба человека”. Автор рассказывает об Андрее Соколове — русском солдате, который храбро защищал Родину. Попав в плен, герой провёл два года в нечеловеческих условиях: не хватало воды и пищи, работать заставляли слишком много, люди умирали сотнями. Андрей Соколов с самого начала не отпускал мысль о побеге, его целью было вернуться в Россию и защитить её от фашистов. Однажды, за то, что солдат высказал своё мнение о непосильной норме труда в день, его вызвали к Мюллеру. Фашист приговорил Андрея к расстрелу, но перед этим предложил выпить за победу немецкой армии. Для солдата предательство Родины было неприемлемо, поэтому он отказал. На это Мюллер предложил ему выпить за свою погибель. В этот раз Соколов принял предложение. Герой не закусывал, потому что отвык от нормальной еды и не хотел показывать свою слабость перед немцами. Фашисты были удивлены таким поступком. Только после третьего стакана Андрей Соколов откусил небольшой кусочек хлеба. Мюллер был настолько поражён, что сохранил герою жизнь и дал с собой буханку хлеба и кусок сала. Благодаря силе духа Андрей Соколов не пошёл на поводу у врага и остался верен своему отечеству.
Таким образом, проанализировав два аргумента, мы можем сделать вывод, что сила духа проявляется в решимости, мужестве, стремлении отстоять свои взгляды. Люди, которые обладают данным качеством, заслуживают уважения и становятся примером для подражания.
3 сочинение 13.3
Сила духа — это то, что не видно глазами, но ощущается в поступках человека. Это способность не опустить руки, даже когда всё против тебя, когда страшно, больно и кажется, что выхода нет. Именно в критические моменты жизни раскрывается настоящая глубина человеческого характера.
В рассказе Фазиля Искандера описана, казалось бы, простая ситуация: мальчик, недавно научившийся плавать, чуть не утонул. Опыт оказался пугающим, и страх буквально парализовал ребёнка. Сложно забыть, как у тебя однажды «язык отнимался от страха» (предложение 35). Однако благодаря поддержке взрослого, умеющего внушать уверенность не словами, а взглядом и присутствием, мальчик находит в себе силы вернуться в море. Он преодолевает не только воду, но и самого себя. Это — проявление духовной зрелости, когда человек выходит победителем из внутренней схватки со страхом.
Похожую борьбу, но в гораздо более суровых условиях, ведут герои литературных произведений, написанных о войне. В повести Михаила Шолохова «Судьба человека» Андрей Соколов проходит через ад фашистского плена, теряет семью, остаётся один на всём свете — и всё же находит в себе силы не ожесточиться. Более того, он усыновляет сироту, протягивает руку тому, кто так же одинок, как он сам. Это невероятная сила духа: после страшных испытаний не утратить человечность.
Таким образом, сила духа проявляется в самых разных ситуациях: в детском страхе, преодолённом с мужеством; в выборе чести вместо спасения; в способности не только выстоять, но и поддержать других. Это качество делает человека по-настоящему сильным — не внешне, а изнутри.
Аргументы из литературы
1. А.С. Пушкин, «Капитанская дочка» Главный герой романа, Пётр Гринёв, демонстрирует силу духа в борьбе за свои принципы и любимую девушку. Несмотря на опасность, он остаётся верным долгу и отказывается присоединяться к Пугачёву. Его сила духа особенно проявляется, когда он рискует своей жизнью, чтобы защитить Машу Миронову. Гринёв преодолевает страх и остаётся человеком чести, доказывая, что сила духа помогает противостоять испытаниям и принимать верные решения.
2. М.А. Шолохов, «Судьба человека» Андрей Соколов — пример человека с невероятной силой духа. Пережив ужасы войны, потерю семьи и годы в плену, он не сломался. Его способность не только выжить, но и заботиться о маленьком мальчике-сироте Ване показывает, что сила духа помогает человеку преодолеть трагедии и найти в себе силы для заботы о других. Сила духа помогает Андрею Соколову, герою рассказа М. Шолохова, сохранить в себе человеческое достоинство. Сначала детдом, затем война. После бегства Соколов попадает не в лагерь, а в стрелковую часть. И тут ещё одно испытание – весть о смерти жены Ирины и дочерей. А в День Победы Соколов теряет своего сына. Самое большое, что даёт ему судьба, – это увидеть мёртвого сына перед тем, как похоронить его в чужой земле. Сколько же нужно силы, чтобы сжать в комок эту щемящую боль! Но герой делает это и продолжает жить!
3. Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание» Родион Раскольников, совершив убийство, проходит тяжёлый путь осознания своей вины. Ему требуется сила духа, чтобы признаться в содеянном и понести заслуженное наказание. Это решение становится шагом к его духовному возрождению. Достоевский показывает, что сила духа заключается не только в борьбе с внешними обстоятельствами, но и в преодолении себя.
4. Э.М. Ремарк, «Три товарища» Герои романа, Роберт Локамп и его друзья, демонстрируют силу духа в условиях послевоенной Германии. Они сохраняют дружбу и поддержку друг друга, несмотря на бедность и личные утраты. Особенно ярко сила духа проявляется, когда Роберт ухаживает за своей больной возлюбленной Патрицией, оставаясь с ней до самого конца. Этот пример показывает, как сила духа помогает сохранить человечность в самых тяжёлых условиях.
5. А.И. Солженицын, «Один день Ивана Денисовича» Иван Денисович Шухов, находясь в жестоких условиях лагеря, сохраняет достоинство и внутреннюю стойкость. Его сила духа проявляется в умении находить радость в простых вещах и поддерживать себя морально. Солженицын показывает, что сила духа помогает человеку выжить даже в самых нечеловеческих условиях.
6. Джек Лондон, «Мартин Иден» Мартин Иден — пример человека, который благодаря своей силе духа и упорству преодолевает бедность и становится писателем. Несмотря на постоянные неудачи и непонимание окружающих, он продолжает двигаться к своей цели. Лондон показывает, что сила духа помогает человеку добиваться успеха, даже если путь к нему оказывается долгим и трудным.
7. Л.Н. Толстой, «Война и мир» Андрей Болконский проявляет силу духа, когда, столкнувшись с разочарованием в жизни, находит в себе силы продолжать борьбу. Его стойкость особенно видна в моменты военных испытаний, когда он, несмотря на усталость и боль, остаётся верен своему долгу. Этот пример показывает, что сила духа помогает человеку находить смысл жизни даже в сложных обстоятельствах.
8. Рэй Брэдбери, «451 градус по Фаренгейту» Главный герой, Гай Монтэг, проявляет силу духа, решив бросить вызов тоталитарной системе, где книги запрещены. Он преодолевает страх и борется за право мыслить свободно. Брэдбери показывает, что сила духа помогает человеку отстаивать свои идеалы, несмотря на давление общества.
9. «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого Произведение, в поной мере раскрывающее тему силы человеческого духа – «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого. Речь идет об обычном человеке, рядовом советском солдате, который смог преодолеть не только нечеловеческую боль, холод, но и самого себя. Лишившись ног, Мересьев пересилил отчаяние, доказав, что способен на всё.
10. Э. Хемингуэй «Старик и море» Внешние обстоятельства: возраст, отсутствие сил, осуждения – ничто по сравнению с внутренней силой человека. Об этом повесть Э. Хемингуэя «Старик и море». Старик Сантьяго боролся со стихией, несмотря на боль и усталость. Потеряв добычу, он все равно остался победителем.
Текст Искандера
(1)Летом море было для нас ежедневным праздником. (2)Бывало, только выйдем с ребятами со двора, а уж какое-то радостное волнение окрыляет шаги – быстрей, быстрей! (3)Через весь город бежали на свидание с морем. (4)Огромное и неожиданное, оно врывалось в глаза и обдавало стойкой солёной свежестью. (5)Обычно не хватало терпения дойти до него, и мы сбегали по крутой тропинке на берег и, не успев притормозить, летели в тёплую, ласковую воду. (6)Я люблю это место. (7)Здесь я когда-то научился плавать, и здесь же я чуть не утонул. (8)Обычно любишь места, где пережил большу́ ю опасность, если она не результат чьей-то подлости. (9)Я хорошо запомнил день, когда научился плавать, когда я почувствовал всем телом, что могу держаться на воде и что море держит меня. (10)Мне, наверное, было лет семь, когда я сделал это великолепное открытие. (11)Это было совсем новое ощущение, как будто мы с морем поняли друг друга.
(12)Недалеко от берега из воды торчал зеленоватый обломок крепостной стены, через него перекатывались лёгкие волны. (13)Я доплывал до него, ложился плашмя и отдыхал. (14)Это было похоже на путешествие на необитаемый остров. (15)Вокруг, в воде и на берегу, было много народу. (16)На вершине каменной глыбы, громоздившейся на берегу, сидела девушка. (17)Она читала книгу, вернее, делала вид, что читает. (18)Рядом с ней на корточках сидел парень в белоснежной рубашке и в новеньких туфлях, блестящих и чёрных, как дельфинья спина. (19)Он ей что-то говорил. (20)Девушка, иногда откидывая голову, смеялась и щурилась не то от солнца, не то оттого, что парень слишком близко и слишком прямо смотрел на неё. (21)Отсмеявшись, она решительно опускала голову, чтобы читать, но парень опять что-то говорил, и она опять смеялась, и зубы её блестели, как пена вокруг скалы и как рубашка парня. (22)Он ей всё время приятно мешал читать. (23)Я следил за ними со своего островка.
(24)Парень иногда поворачивал голову и мельком глядел в сторону моря, как бы призывая его в свидетели. (25)От долгого купания я продрог, но, не успев как следует отогреться на берегу, снова лез в воду. (26)Я боялся, что чудо не повторится и я не смогу удержаться на воде. (27)До скалы и обратно – раз. (28)До скалы и обратно – два, до скалы и обратно… (29)И вдруг я понял, что тону. (30)Хотел вдохнуть, но захлебнулся. (31)Вода была горькая, как английская соль, холодная и враждебная. (32)Я рванулся изо всех сил и вынырнул. (33)Солнце ударило по лицу, я услышал всплеск воды, смех, голоса и увидел парня и девушку. (34)Не знаю почему, выныривая, я не кричал. (35)Возможно, не успевал, возможно, язык отнимался от страха. (36)Но мысль работала ясно. (37)Я с отчаянной жаждой ждал, что парень повернётся в сторону моря. (38)Второй раз я вынырнул немного ближе к обломку скалы, на котором они сидели. (39)В последний раз погружаясь в воду, я вдруг заметил, что лицо парня повернулось в мою сторону. (40)Он увидел меня, и тонуть стало как-то спокойней, и я уже не сопротивлялся воде, которая сомкнулась надо мной.
(41)Что-то схватило меня и швырнуло на берег. (42)Как только я упал на прибрежную гальку, я очнулся и понял, что парень меня всё-таки спас. (43)От радости и от тепла, постепенно разливавшегося по телу, хотелось тихо и благодарно скулить. (44)Когда я открыл глаза, то увидел лицо девушки, склонённое надо мной. (45)Она стояла на коленях и, хлопая жёсткими, выгоревшими ресницами, глядела на меня жалостливо и нежно. – (46)Будешь теперь заплывать? – спросил у меня парень, с силой выкручивая снятую рубашку. – (47)Не буду, – охотно ответил я. – (48)Мне хотелось ему угодить. – (49)Напрасно, – сказал парень и ещё туже закрутил рубашку. (50)Я решил, что это необычный взрослый и действовать надо необычно. (51)Я встал и, шатаясь, пошёл к морю, легко доплыл до своего островка и легко поплыл обратно. (52)Море возвращало силу, отнятую страхом. (53)Парень стоял на берегу и улыбался мне, и я плыл на улыбку, как на спасательный круг. (54)Девушка тоже улыбалась, поглядывая на него, и видно было, что она гордится им. (55)Так он и ушёл навсегда со своей девушкой, ушёл, мимоходом вернув мне жизнь.
По Ф.А. Искандеру Фазиль Абдулович Искандер (1929–2016) – советский и российский писатель, поэт, журналист и сценарист.
Задания и ответы к тесту
10. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) Ребята из двора научили рассказчика плавать. 2) Парень и девушка плавали в море около скалы, недалеко от рассказчика. 3) Когда рассказчик начал тонуть, парень спас его. 4) Парень посоветовал рассказчику больше не заплывать так далеко. 5) Рассказчик сумел преодолеть страх, снова доплыл до скалы и вернулся обратно.
Ответ: 35
11. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение. Запишите номера ответов. 1) Рядом с ней на корточках сидел парень в белоснежной рубашке и в новеньких туфлях, блестящих и чёрных, как дельфинья спина. 2) Отсмеявшись, она решительно опускала голову, чтобы читать, но парень опять что-то говорил, и она опять смеялась, и зубы её блестели, как пена вокруг скалы и как рубашка парня. 3) Солнце ударило по лицу, я услышал всплеск воды, смех, голоса и увидел парня и девушку. 4) Не знаю почему, выныривая, я не кричал. Возможно, не успевал, возможно, язык отнимался от страха. 5) Море возвращало силу, отнятую страхом.
Ответ: 12
12. В предложениях 27–33 найдите один фразеологизм. Выпишите этот фразеологизм.
Ответ: изо всех сил
13.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Ирины Сергеевны Ильинской: «Образность изложения создаётся, как правило, применением различного рода тропов». Приведите в сочинении два примера-аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
13.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Я встал и, шатаясь, пошёл к морю, легко доплыл до своего островка и легко поплыл обратно. Море возвращало силу, отнятую страхом». Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
13.3 Напишите сочинение-рассуждение на тему «В чём проявляется сила духа человека?». Дайте определение выражению СИЛА ДУХА и прокомментируйте его, ответив на вопрос, сформулированный в теме сочинения.
Смотрите на сайте: